Войти

Войти в личный кабинет

Имя пользователь *
Пароль *
Запомнить меня

  8(7112)  51-52-26

   8(7112)  51-52-26

Таксайский гребень

Комплекс Таксай 1 дал уникальную находку, которую мы назвали Таксайский гребень. Это – одно из редких  изображений людей далекого прошлого, уникальное как по возрасту, так и по сюжету композиции.  Здесь, на наш взгляд, зафиксировано одно из крупнейших  исторических событий середины I тыс. до н.э. – столкновение двух миров: ахеменидского Ирана и кочевой Степи.
Гребень – двусторонний,  цельный,  подпрямоугольной формы, изготовлен из дерева (тополь) с помощью тонкой резьбы, от огня сильно обуглен.

Фото 1. Таксайский гребень

Гребень состоит из трех частей: верхней и нижней функциональных и центральной декоративной. Основу составляют боковые планки, в центральной части прямоугольные в сечении, в верхней и нижней частях трапециевидно расширяющиеся. Верхняя функциональная часть гребня состоит из 13 крупных зубцов,  расположенных между боковыми планками. Зубцы в разрезе округлой формы, разные по размерам. В нижней части – 79 мелких  зубчиков, также расположенных между боковыми планками. Зубчики одинаковые, нарезаны аккуратно, вероятно, с применением специальной пилы с двумя лезвиями (одно для пропила, другое – для наметки), в разрезе округлые.  Внутренний край зубцов очерчен прямой резной линией.
Центральная часть  гребня представляет собой резную композицию в прямоугольной рамке. Рамка выделена по периметру  углублением, в которое вставлены прямоугольные, деревянные вставочки, декорированные по центру  вырезанными окружностями. В прямоугольное пространство рамки вписана скульптурная резная композиция, изображающая батальную сцену между двумя воинами-колесничими и их пешим противником. Оно выполнено в рельефе, реалистично. Хорошо показано  противостояние.

Фото 2. Центральная часть гребня. Реконструкция сюжета Крыма Алтынбекова лицевая сторона

Фото 3. Центральная часть гребня. Оборотная сторона

Доминирующее положение в композиции занимает боевая колесница, расположенная в направлении справа налево. Она двухколесная, в нее запряжены два коня, по контуру, совпадающие друг с другом .
Кузов  колесницы, массивный, коробообразный. Борта кузова облегченные с  выемками, вырезанными в виде углублений, заканчивающимися чуть выше колеса. По краю  борта декорированы  резьбой в виде встречных треугольников. В центре каждого треугольника  проработаны окружности.  В центральной части кузова нанесен узор в форме  удлиненной трапеции, расположенный от орнаментальной полосы до нижней части борта. Он очерчен боковыми резными линиями, между которыми нанесены небольшие вертикальные насечки. Возможно, это имитация шкуры животного. Под настилом повозки, по центру проходит ось, на  которой  вращались  колеса. Колеса с 8 спицами  и шипами по ободу колеса.   Шипы   проработаны в виде треугольников.
Кони изображены близко к колесу, часть их ноги и хвост закрывают переднюю часть кузова. Животные показаны в момент остановленного бега: головы прижаты к груди, шея дуговидно изогнута, левые передние ноги согнуты и приподняты, правые передние – отставлены назад, задние ноги слегка согнуты и отставлены назад . У коней короткая грива, показанная невысоким гребнем в виде рубчиков. Рельефно выделены губы, во рту резной короткой линией показаны удила. Из оголовья виден только нащечный ремень. Вожжи воспроизведены в виде широкого ремня. На передней части лошади показаны два широких ремня: подпруга, украшенная поперечными рельефными рубчиками и опоясывающая грудь животного, и подперсье, которое охватывает его корпус за передними ногами и как бы состоит из относительно широких поперечных пластинок, скругленных на внешних торцах. Ремни соединяются на холке лошадей, место соединения показано округлым элементом с врезной ямкой в центре, вероятно, так обозначено ярмо. Ярмо и кузов соединяет горизонтальный шест-подпорка. Возможно, частью упряжи также является изогнувшийся за шеей лошади ремень.
На колеснице изображены  два персонажа.

Фото 4. Персонажи рисунка

На переднем плане композиции на колеснице изображен воин, стреляющий из лука. Это мужчина с короткими прямыми волосами с проработанными прядями, в округлой шапке  с плоским верхом. Лицо с низким лбом, с миндалевидным разрезом глаз,  крупным, удлиненным, прямым  носом. К сожалению, не просматриваются подбородок и губы воина. Одежда воина не просматривается
Вооружение всадника - лук сложного типа. Левая рука, держащая лук, вытянута вперед и вверх, правая с изогнутой кистью, в которой зажата тетива, находится на уровне груди. Лук сложного типа. Стрела расположена вдоль левой руки и лежит на её большом пальце. Часть тетивы проходит прямо перед лицом воина. Взгляд устремлен на противника, который изображен в правой части гребня.
Колесница управляется возницей, 

 Фото 4. Персонажи рисунка

правая рука которого натягивает вожжи, как бы сдерживая коня, и одновременно держится за соединительный шест-подпорку. Это безбородый мужчина в круглой шапке  с плоским верхом.  Лицо с низким лбом и узким подбородком, с миндалевидным разрезом глаз, с узкими скулами,   крупным, удлиненным, прямым  носом и тонкими, сжатыми губами. Прическа в виде короткой стрижки, проработаны пряди волос.  Одежда свободного покроя с широкими рукавами, сужающимися к запястью. Верхняя и  плечевая части рукава украшены орнаментом  в виде треугольников, повторяющих узор кузова колесницы. Возница опоясан поясом.  Пояс в виде  узкой неорнаментированной полоски.
Группе колесничих противостоит пеший воин, 

Фото 4. Персонажи рисунка

который левой рукой держит вожжи, а его правая рука, а правая рука его занесена вверх сбоку от возницы, по всей видимости, для удара. Корпус тела слегка наклонен вперед, воин как бы останавливает лошадей, грудная клетка  воина уперлась в морду животных. Мужчина в шлемовидном головном уборе, который оконтуривает лицо, полностью закрывая волосы и уши. Лицо с низким лбом, миндалевидными и слегка удлиненными глазами,  крупным прямым  носом с рельефно выделенными крыльями, округлым подбородком, сильно выступающим вперед, и сжатыми губами, обозначенными вырезом.
Он одет в короткий кафтан, на котором широкой полосой показаны борта и ворот, подпоясанный поясом и широкие шаровары с внешней полосой-складкой, стянутые на лодыжках. С левого бока на поясе подвешен колчан, края колчана декорированы  полоской, в виде окантовки. Сама поверхность колчана украшена поперечными линиями. На ногах обувь с острым носком. На левом боку воина находится колчан, расположенный горизонтально и подвешенный к поясу на ремне, состоящем из четырех овальных элементов. Верхняя часть колчана округлая, его внешний край выделен широкой полосой, орнаментированной сдвоенными черточками, а основа декорирована перекрещивающимися линиями.  
Судя по деталям одежды и разнице в воспроизведении лиц персонажей, в декоре гребня предположительно воспроизведена битва между персами и сарматами, представленная в эпическом духе.

Фото 5. Гребень. Лицевая сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова

Фото 6. Гребень. Оборотная сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова