Войти

Войти в личный кабинет

Имя пользователь *
Пароль *
Запомнить меня

  8(7112)  51-52-26

   8(7112)  51-52-26

Курганный комплекс Таксай I

«Алтын Ханшайым»

В апреле 2012 года археологический отряд Западно-Казахстанского областного центра  истории и археологии (далее ЗКО ЦИА) провел разведочные исследования  в Теректинском районе, в результате чего были выявлено  5 курганных комплексов Таксай (I, II, III, IV, V), в этом же полевом сезоне в июне - августе  проведены   раскопки курганов №3, №4, №6  комплекса Таксай I у села Долинное  на территории  Теректинского района Западно-Казахстанской области.

Карта схема

Западно-Казахстанскую археологическую экспедицию возглавляет директор Центра истории и археологии, доктор исторических наук, профессор М.Н. Сдыков. Раскопки комплекса Таксай 1 проводил отряд под руководством научного сотрудника центра  Я.А. Лукпановой
Курганный комплекс Таксай I  расположен близ пос. Долинный. Комплекс состоит из 6 земляных насыпей. Курганы № № 1, 2 самые большие по диаметру и высокие по высоте. Насыпь курганов №№ 3, 4, 5, 6 распахана и они находятся в аварийном состоянии. В течение полевого сезона 2012 г. раскопаны курганы №№ 3,4,6. В курганах № 3,4 обнаружены погребения рядовых воинов позднесарматского периода II-IV вв. н.э. В кургане № 6 открыто  уникальное погребение женщины из привелигированных слоев раннекочевнического  общества(Сдыков, Лукпанова, 2013 г.).  В задачу данной работы входит введение его в научный оборот.
В кургане  № 6 было обнаружено погребение женщины.

Фото 1. Таксай 1. Курган 6. Погребение женщины

Скелет лежал у восточной стены  могильной ямы. Тело было положено на  циновку, оно располагалась вытянуто на спине, головой на запад с некоторым отклонением на юго-запад. Череп погребенной плохо сохранился, смещены позвоночные, тазовые, реберные кости. Лицевая сторона  обращена к северу, челюсть лежит на левом плече.   Руки были расставлены в   стороны.  Ноги были разведены, левая нога согнута в колене,  кости малоберцовой и большеберцовой кости левой ноги вывернуты наружу. У погребенной отсутствовали кости стопы, фаланги, плюсны и предплюсны обоих ног. Длина костяка - 1,50 м. Погребальное убранство женщины было украшено золотыми нашивными бляшками, тщательная фиксация  их расположения позволила воссоздать  примерный костюм

Фото 2. Реконструкция костюма. автор Крым Алтынбеков

несмотря на то, что материал, из которого была сшита одежда не сохранился (Алтынбеков, 2013; Лукпанова, 2014).
На верхнюю часть костюма были нашиты  золотые бляшки 4 видов: бляшки  подовальной формы с изображением композиции из двух  противопоставленных голов  грифо-баранов,

Фото 3. Бляшки  подовальной формы с изображением композиции из двух  противопоставленных голов  грифо-баранов

замкнутые  в овал;  бляшки подквадратной формы с изображением композиции из двух  противопоставленных голов  баранов, 

Фото 4. Бляшки подквадратной формы с изображением композиции из двух  противопоставленных голов  баранов

замкнутые  в квадрат; бляшки подквадратной формы, свастиковидные с  изображением 4 голов грифонов расположенных в круговой композиции;

Фото 5. Свастиковидные бляшки  с  изображением 4 голов грифонов расположенных в круговой композиции

бляшки, аналогичные третьему виду бляшек, отличающийся только  размером -  4х4 см. Интересно то, что  свастиковидные  бляшки  выступали основным декором одежды погребенной и были обнаружены  в области груди, плеч, спины погребенной и нашиты в следующем чередовании - одна большая и пять маленьких  бляшек.
На рукава платья  погребенной были нашиты подвески и амулеты выполненные из зубов и клыков волка в золотой оправе. 

Фото 6. Фрагмент подвески в виде клыка волка в золотой оправе

Под  позвоночными костями,  между тазовыми костями и кистями обеих рук обнаружены золотые бусины биконической формы, полые, спаянные из двух конусовидных половинок, на поверхности каждой  бусины проработаны  8 продольных углублений, на которые напаяны по  две витые неперплетающиеся между собой скрученные золотые проволоки, спаянные с двух концов у отверстия для продевания. Бусины украшали верхнюю часть костюма.

Фото 7. Золотые бусины биконической формы

На голову женщины был надет конусовидный, высокий головной убор. 

Фото 8. Головной  убор женщины. Реконсрукция Крыма Алтынбекова

Он имел  сложную конструкцию, к сожалению, убор был сделан из таких материалов, которые не щадило время, основа головного убора истлела. Остался только каркас конусовидной формы,  из желтого металла, с двумя соединияющимися  узкими пластинами, сложенными  вдвое. Пластины припаяны к  навершию с изображением  в виде головы горного козла.

Фото 8а. Навершие головного убора женщины

На  запястья женщины были надеты  два  золотых  браслета

Фото 9. Золотые браслеты

Фото 9а. Золотые браслеты (2)

Фото 9б. Золотые браслеты

Фото 9в. Одно из изображений на разомкнутом окончании браслета

омеговидной формы, на разомкнутых окончаниях браслетов изображения в виде  сокращенного варианта сцены нападения рогатого кошачьего хищника на травоядное  животное.
С левой  и правой стороны височных долей  погребенной были обнаружены две височные подвески. 

Фото 10. Височные подвески

Фото 10а. Височные подвески

На шею  погребенной была надета гривна с заходящими концами, сделанная  из литого золотого прута.
Погребенную сопровождал  разнообразный по составу  инвентарь.
На правой  руке погребенной, чуть выше кисти, лежало двустороннее бронзовое зеркало

Фото 11. Зеркало

в ореховом футляре.  Зеркало  с круглым гладким диском, к которому при помощи двух заклепок прикреплен плоский ствол боковой ручки, расширяющийся к верху и к низу. Ручка обложена золотым листом, исходит от  края диска и расположена в одной плоскости с ним. Верхняя и нижняя части ручки  оформлены в виде двух стилизованных голов грифонов в  зеркальном отражении. Головы грифонов изображены в профиль, по верху вправо, по низу влево в низком рельефе.
 Возле кисти левой руки был положен стеклянный сосудик в форме миниатюрного горшочка темно-синего цвета,  одна сторона которого деформирована и расплавлена. Женщины использовали эти миниатюрные туалетные сосудики для косметических составов.
К столбу в центральной части ямы был подвешен деревянный  ковш (чаша) с шестью золотыми оковками по венчику, к сожалению,  ковш  не сохранился полностью. Оковки были изготовлены из кованного золотого листа в виде  клюва птицы, в виде  стилизованного копытца животного с просечкой треугольной формы и тремя полукруглыми выступами по нижнему краю загнутой внутрь стороны,  в виде двух стилизованных голов птицы в зеркальном отражении,  в виде стилизованной головы  хищной птицы с мощным, длинным загнутым и тупоносым  клювом.

Фото 12. Оковки деревянной посуды

Рядом с ковшом лежал бронзовый котел 

Фото 13. Бронзовый котел

полусферической формы  с сужающимися к устью стенками. У котла имелись   две вертикальные  петлевидные ручки с навершиями  в виде  трех выступов  и две  ручки – петельки, прикрепленные  на уровне центральной части  тулова котла,  под  вертикальными ручками.
 Котел предназначен для  приготовления  жидких продуктов, так как   у него имеется носик-слив в виде протомы верблюда с вытянутой шеей.

Фото 13а. Носик-слив бронзового котла.

Образу животного  придан демонстративно и подчеркнуто устрашающий вид с хищно оскаленными  зубами.  В изображении очень четко просматриваются обнаженные клыки, круглые глаза  рельефно выделены, уши круглые, оттопыренные, на макушке.  Между ушами имеется «шапка» густой шерсти, переходящая в  гриву, в виде полукруглого продолжения с продольными линиями. Нос с небольшой горбинкой, слегка загнутый.  В изображении верблюда просматривается агрессивность образа животного.  Подобные котлы  использовались в различных ритуальных целях.
Возле ножек котла были обнаружены:  пронизь, железные удила, 

Фото 14.

2 железных псалия.  В пространстве между псалиями в 0, 25 м к юго-востоку была обнаружена  пронизь в виде диска с припаянной массивной петлей на обратной стороне,  западнее котла,  в  0,35 м к югу  бронзовая пронизь в виде вытянутого клюва хищной птицы.   Всего в погребении обнаружено  5 комплектов конской узды, четыре из которых были обнаружены у западной стенки ямы.
 Севернее столба был зафиксирован  железный нож, положенный острием  с  севера на юг.
В 1,35 м к югу  от  центрального столба была обнаружена  жаровня.

Фото 15. Жаровня

Край жаровни придавлен  бревном у южной стенки. Смирнов К.Ф. называет  жаровни  характерным предметом  быта и религиозных культов. Рядом с жаровней, в 0,40 м северо-западнее от нее, был положена стеклянная полихромная чашечка, вокруг которой  найдена россыпь бусин.  Бусины глазчатые, голубого, желтого, белого цвета. Подобные бусины были широко распространены на протяжении  долгого времени.
В северо-западном углу ямы был обнаружен ритуальный  комплекс. 

Фото 16. Ритуальный комплекс

В деревянный короб из ореха были  положены предметы: кисть волка, нож с костяной рукояткой, деревянный гребень с изображением батальной сцены. На гребне лежал  алебастровый сосудик, клыки и зубы волка, а также ступка с пестом, галька. На одном  клыке проделано отверстие, как на клыках-подвесках в золотой  оправе. Возможно, что  клыки - амулеты изготавливались местными мастерами.
 Уникальным предметом  среди таксайских находок является деревянный  гребень. 

Фото 17. Таксайский гребень

Таксайский гребень представляет  собой цельный, двусторонний, прямоугольной формы предмет. От воздействия горения гребень практически истлел, но по счастливому стечению обстоятельств он сохранился полностью, что позволяет не только проанализировать материал изготовления, но и проследить сюжет изображения.

Фото 17а. Гребень. Реконструкция сюжета Крыма Алтынбекова

Функциональная часть гребня, состояла из верхнего и нижнего ряда  зубцов. Центр  гребня украшен тонкой резьбой в прямоугольной рамке.
В прямоугольное пространство центра гребня вписана  композиция, изображающая батальную сцену между двумя  воинами на колеснице и противником, одиночным пешим воином. Оно выполнено в рельефе, реалистично.

Фото 17б. Гребень. Лицвая сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова 2

Фото 17в. Гребень. Оборотная сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова

Таким образом, перед нами  погребение, которое говорит об особом статусе женщины, об ее привилегированном положении в обществе.  Социальная роль женщины в раннекочевых сообществах была исключительно разнообразна, в ее функции входили не только хозяйственные работы, но и  ритуально-магические  действия,  как в собственной семье, так и в группе, к которой она принадлежала. Возможно  это погребение жрицы. Здесь помимо золотых украшений были найдены богато декорированное  бронзовое зеркало, амулеты – все это непременные атрибуты сарматских жриц. Многие аксессуары «савроматского» костюма тесно связаны с религиозными представлениями,  золотые бляшки, выполненные в зооморфном стиле,  выступали в магическом значении.
Сохранность захоронения позволила воспроизвести с наиболее возможной полнотой реконструировать одежду и головной убор погребенной. В составе обнаруженных предметов присутствуют изделия, как местного, так и импортного производства (Ахеменидский Иран). Многие из них являются настоящими произведениями искусства, передающими высокий уровень художественной культуры древнего населения.
Предварительный анализ элементов костюма позволяет заключить, что убранство женщины - это логически выстроенный ансамбль. В этой удивительной, органично построенной композиции каждая вещь, образ, штрих, линия, имеют свое определенное место.
Костюм всегда наделялся особым смыслом. Он выполнял социальные, сакральные, эстетические, ролевые функции, позволяя различать людей по половому признаку, социальному статусу, территориальной, религиозной принадлежности. Затрагивая костюм ранних кочевников, мы сталкиваемся с малочисленностью письменных источников и поэтому любая находка, подобная в комплексе Таксай 1 – большая удача для исследователей, позволяющая рассуждать о костюме и его элементах, как о важном историко-культурном источнике, который дает сведения «о происхождении, культурных связях и эстетических идеалах» (Яценко, 2006).
Археологические памятники обычно дают очень ограниченный материал для суждения об одежде в целом, так как ткани, изделия из кожи, меха редко сохраняются, поэтому какой бы удачной на наш взгляд не считалась та или иная реконструкция костюма, она всегда будет иметь статус весьма примерной модели.
На основании данных археологии можно заключить, что комплекс находок из кургана № 6, Таксай 1 не только местных мастеров, но и мастеров Востока. Памятник является захоронением представителя высшего социального слоя раннекочевнического общества  жившего здесь в к. VI нач V вв. до н.э. Эта дата подтверждается серией радиоуглеродных анализов.

Литература:
Алтынбеков К. Возрожденая из пепла. Реконструкция по материалам погребения  жрицы из комплекса Таксай I. – Алматы: Остров Крым, 2013. – 64 с.
Лукпанова Я.А. Костюм женщины сарматской эпохи: опыт реконструкции // "Диалог культур Евразии в археологии Казахстана"/ Сборник научных статей, посвященный 90-летию со дня рождения К.А. Акишева. - Астана: Изд-во "Сарыарка", 2014. стр. 430-440.
Сдыков М.Н. Лукпанова Я.А.Ранние кочевники Западного Казахстана (на примере комплекса Таксай I) – Полиграфсервис, Уральск, 2013. – 292 с. Батыс Қазақстанның Ежелгі Көшпенділері (Тақсай I кешені мысалында)The Early Nomads of west  Kazakhstan (by the exzample of the Taksai  I mound complex)
Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.,1964. – 380 с.
Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.,1964. – 380 с.
Сокровища сарматских вождей  [Материалы раскопок Филлиповских курганов]/ Под общей научной редакцией Л.Т. Яблонского. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. – 144 с.: илл.
Таиров А.Д., Боталов С.Г. Могильник  Карсакбас //  Вопросы археологии Западного Казахстана. Вып. 1. Самара,  1996, с.168-169.
Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. – Рос.гос. гуманитарный  ун-т. – М.: Вост. Лит., 2006. – 664 с.

Лукпанова Я.А.
научный сотрудник
Западно-Казахстанского центра
истории и археологии.