Войти

Войти в личный кабинет

Имя пользователь *
Пароль *
Запомнить меня

  8(7112)  51-52-26

   8(7112)  51-52-26

Древняя строительная архитектура царских курганов

Курганный комплекс «Кырык-Оба» состоит из несколько десятков больших земляных курганов, вытянувшихся широкой полосой на десятки километров. Особняком стоят 3 главных, так называемых «царских» кургана, выделяющиеся своими гигантскими размерами. Насыпи диаметром от 80 до 150 м, высотой от 8 до 20 м на вершине имеют глубокие воронки – следы древних ограблений. На насыпи наиболее крупного кургана (курган №1) на отдельных его участках заметны следы каменного «панциря», который ранее покрывал поверхность погребального сооружения (Демкин, 2003).
Главный курган, самый северный из данной группы - это одна из самых высоких точек местности. С вершины кургана на несколько десятков километров открывается панорамный обзор. В частности, практически полностью просматривается долина реки Кырык-Оба, являющаяся притоком р.Урал, за которой видны техногенные сооружения Аксайского газоперерабатывающего комплекса. В юго-западном направлении хорошо просматривается высотное здание зернохранилища – последний атрибут современной цивилизации в долине упокоения «царей». Практически мало затронутая антропогенной деятельностью территория древнего могильника в его естественном природном ландшафте, вместе с флорой и фауной, представляет собой перспективный участок для создания здесь природного, историко-культурного заповедника. При непосредственном посещении курганных сооружений они поражают своей грандиозностью и масштабами архитектурных форм древней культуры, оставляя неизгладимое впечатление на психику людей. Курганный комплекс «Кырык-Оба», с одной стороны, имеет ярко выраженное региональное значение, а с другой стороны, его исторический феномен несет в себе глобальные характеристики (Сдыков, Демкин, Бисембаев, Гуцалов, 2007).
В ходе плановых полевых экспедиций проведённых в апреле, июле и октябре 2008 г. с использованием естественно-научных технологий были обследованы территории, непосредственно прилегающие к курганам №1, №2, №3 царского могильника «Кырык-Оба». Ниже приводится краткая характеристика комплекса работ и результаты исследований.
Опираясь на проведённые в разные годы исследования (с 2002 по 2008 гг.) можно дать общую характеристику курганной группе, особенно в контексте подхода в решении вопросов генезиса древней культуры. Показательно местоположение курганной группы в регионе, топография, архитектура комплекса. Считается, что территориально и по внешнему облику курганному могильнику «Кырык-Оба» ближе всего комплекс Филипповского могильника, исследованного во второй половине 80-х гг. XX в. А.Х. Пшеничнюком, а впоследствии и другими археологами. Вместе с тем есть и отличительные признаки, связанные с наличием дополнительных парных сооружений, так называемых «батонов», хронология которых (как впрочем, и кургана) без археологических раскопок достаточно затруднена.
Территория могильного комплекса «Кырык-Оба» входит в подзону умеренно сухой степи и в основном сложена тяжелосуглинистыми и среднесуглинистыми отложениями с развитыми на них темно-каштановыми нормальными почвами (Котин, 1967). Геоморфологический ландшафт представлен ассиметричностью форм рельефа, выражающаяся в том, что северные склоны водоразделов более пологие, чем южные. Формирующиеся почвы на северных склонах менее эродированы. Вместе с тем равнинная зона в районе могильного комплекса «Кырык-Оба» достаточно протяжённая, практически не имеет резких перепадов высот, и лишь небольшие нераспаханные участки характеризуются микрорельефными понижениями и повышениями.
Геоморфологические особенности описываемых могильных сооружений видны на расстоянии многих километров (рис. 1). Бросающая «каплеобразность» формы всех трёх курганов в северо-западном направлении, как показали проведённые исследования, не связана с атмосферной эрозией или гидрогеологическими особенностями слагающего покрова насыпей, а связана с антропогенной деятельностью древних строителей при возведении могильного сооружения (рис. 2). Курганы достаточно часто имеют ассиметричную в профиле форму. При этом как наружное, так и внутреннее устройство курганов весьма разнообразно. Вместе с тем большинство курганов изначально были сложными архитектурными сооружениями. Стоит отметить, что в своём первоначальном значении тюркское слово «курган» означало крепость, прочное строение. Очевидно, отсюда и часто наблюдаемая сложность, слоистость курганных сооружений с использованием различных инженерных решений, культовых и прочих древних строительных особенностей. По образному замечанию учёных-почвоведов: масштабы деятельности древних строителей можно сравнивать с процессами структурированного геологического осадконакопления (Демкин, 1997; Марфенина, 2003).

Рис. 1. Форма курганов №3 (А), №2 (В), №1 (С). Вид с юго-запада

Возведение курганов и других грунтовых сооружений, ставших характерным элементом степного ландшафта, надолго фиксировало древнее состояние современных почв. Очевидно, что и форма насыпи кургана диктовалось не только на основании каких-то культовых предпочтений древних племён, его функционального назначения, но и условиями инженерной целесообразности, особенностями рельефа, геологии почв, розы ветров и многими другими причинами и особенностями.

Рис. 2. Курган №1 (А, В). Вид с юго-востока. Профиль каменной кладки - С.
1, 2 - глубина задернованного каменного «панциря»

Для строительства курганов, как правило, применялся почвенно-грунтовый материал взятый из кольцевого ровика вокруг памятника. Так насыпи курганов «Кырык-Оба» сложены в основном из древнего гумусового слоя (Демкин, 2003). Учесть точные площади, с которых снимался гумусовый горизонт для строительства насыпей, благодаря космическим мультиспектральным данным дистанционного зондирования (ДДЗ), сегодня представляется возможным (рис. 3). Принимая, что в древних палеопочвах средняя мощность гумусового горизонта составляла около 30 см, и имея данные об объёме грунта расплывшейся к современности насыпи, можно рассчитать примерную площадь древнего нарушения вокруг кургана. Интересно отметить, что площади с которых снимался гумусовый горизонт для строительства насыпей, в основном располагались к югу, юго-востоку от курганов.
Масштабы современного антропогенного воздействия на территориях прилегающих к памятнику невелики, в основном связаны с аграрно-земледельческой деятельностью середины 50-х гг. XX в. Существенно от распашки степи пострадала лишь территория вокруг кургана №3, самого южного в описываемой группе и частично кургана №2. Кольцевой ровик у первого полностью запахан, а у второго – наблюдается фрагментарно. Вместе с тем на территории вокруг кургана №1 удаленной от населенных центров, где в перспективе предполагается создать природный, историко-культурный заповедник, современное антропогенное воздействие является минимальным. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении дальнейших обследований кургана №1, особенно при организации подъезда и стоянки автотранспорта, выбора лагеря, сбора мусора и др.

Рис. 3. Границы подрезки гумусового горизонта для строительства насыпей.
А – курган №3, В - курган №2, С - курган №1, 1 - граница подрезки, 2 - курган, 3 – «батон»

Самый большой курган №1 располагается в северо-восточной части могильной группы «Кырык-Оба» разделенной на две части защитной лесополосой. Линейные размеры кургана по овальному в плане основанию (на уровне древнего горизонта) достигают 150 м, с ориентировкой большой полуоси в сторону северо-запада. Диаметр по внешнему кольцеобразному ровику – 208 м. Ров глубиной от 1,4 м до 2,2 м. Высота насыпи кургана относительно современного горизонта достигает 18,6 м или 20,2 м от видимого основания ровика. На вершине насыпи находится воронка, смещённая центром к северному склону кургана, диаметром 32,2 м по условной линии запад-восток и 27,4 м по линии север-юг, со средней глубиной 6,2 м (рис. 4). Центральная часть сильно деформирована из-за неоднократных ограблений. Ограбления совершалось вертикальным колодцем на вершине кургана. Насыпь не имеет четкой структуры, но изучение её профиля показало, что на уровне 6 м от горизонта она многослойна (3-4 слоя). Поверхность кургана с запада, севера, юга и частично с востока была обложена каменным плитняком (песчаником светло-серого цвета) размерами 25-35 см и толщиной 3-4 см, не образовывавшими сплошной кладки. Сейчас это каменное покрытие полностью задернованное можно обнаружить на склонах кургана на глубинах 20-30 см.

Рис. 4. Геометрические промеры внешних и внутренних частей кургана №1

Южный склон кургана сильно уплотнен и деформирован, очевидно не только в результате современной антропогенной деятельности, но и в результате «утаптывания» в более древнюю историческую эпоху, во времена сооружения могильного комплекса. По всей вероятности, именно здесь, с юга находился всход на верхнюю часть кургана связанный с волоком грунта для подсыпки склонов. Общая ширина этой плоской «протоптанной» дорожки достигает 20 м.
Достаточно интересными являются дополнительные с курганом сооружения, так называемые «батоны». У курганов №1 и №2 имеется парное число «батонов» располагающиеся (по «правую руку») к юго-востоку от кургана. В паре с курганами №1 и №2 они образуют зеркальную симметрию. Причём, один из «батонов» всегда меньше другого. «Батоны» располагаются параллельно к друг другу в направлении магнитного меридиана. Магнитный меридиан в большинстве случаев не совпадает с истинным (географическим) и образует угол, называемый магнитным склонением для этого места. Для района «Кырык-Оба» угол склонения «батонов» составляет около 90. Полученные по участку малого «батона» результаты магнитометрии комплексной экспедицией проведённой в 2003 г. с помощью квантового магнитометра ММП-203 свидетельствовали о сложной конфигурации и напряженности магнитного поля в общей электромагнитной обстановке (Дёмкин, 2003). Вместе с тем сооружение насыпей «батонов» также сопровождался снятием гумусового горизонта. Поэтому в непосредственной близости от «батонов» можно наблюдать аналогичный курганному ровик. Изучение местности, мест перекрытий почвенного покрова с помощью ДДЗ позволяет утверждать, что ровик «батонов», более овальный в плане, был создан позже основного курганного.
В отношении наличия «батонов» у кургана №3, утверждать однозначно пока преждевременно. Визуальные разведки не подтвердили, но и не опровергли существование такового у кургана №3. Такая же ситуация связана и с существованием предполагаемых парных «батонов» и кургана №4, которые визуально обнаруживаются на ранних космических снимках (1976-1991 гг.), но реально не идентифицированы.
Общая площадь древних антропогенных нарушений фиксируемых сегодня в районе комплекса «Кырык-Оба» (курганы №1-3) составляет 21,9 га. Нарушения представлены не только курганными насыпями, ровиком, парными «батонами», но и срезанной почвой. Площадь курганных насыпей составляет около 4,95 га.
Для расчёта объема перемещенного грунта курганных насыпей обычно пользуются стандартными формулами объема шарового сегмента:

где а – радиус насыпи, h – высота насыпи (Бронштейн, Семендяев, 1981).

Однако приведённая формула достаточно приблизительно отражает состояние геометрии кургана, которое не учитывает объёмные формы наслоений, промоин, выбросов, деформации и пр. Более правильное отражение ситуации выражает классическая формула объёма любого тела в виде:

где H – высота, S(h) – площадь сечения, проведённого параллельно основанию тела
на высоте h от основания, Ut – коэффициент скважности грунта.

Вместе с тем просчёт формы кургана, объёма выбросов, его дополнительных конструктивных элементов - ровиков, «усов», «батонов» и пр., составляет предмет отдельного исследования, которое может быть эффективно выполнено с помощью компьютерной техники и специального программного обеспечения. В основе таких исследований лежат фотограмметрические данные, полученные путём фотофиксации исследуемого объекта с помощью съёмочного оборудования (Лобанов, 1984). Ключевой особенностью фотограмметрических исследований является реализация стереорежима, позволяющего восстанавливать пространственную информацию о местности из стереопар (локальных, аэрофото, космических снимков). Стереофотосъёмка позволяет наблюдать объект объёмно и с высокой точностью определять пространственные соотношения между исследуемыми объектами, природной средой, восстанавливать пространственные формы его элементов. При этом методика проведения стереофотосъёмки мало чем отличается от традиционных способов полевой фотографии и, по сути, производится фотографическое дублирование объекта съёмки с разных углов. Полученные таким образом фотографии образовывают стереопары, по которым измеряется параллакс, исходя из которого можно вычислить относительную высоту любого запечатлённого объекта по формуле:

где f – фокусное расстояние линзы, b – расстояние между камерами (база или базис
съёмки), p – параллакс, L – расстояние от камер до объекта съёмки.

По приведённой формуле осуществляется простейшие фотограмметрические вычисления для любой сложной формы или объёма. При получении стереофотографических снимков возможно любое изменение масштаба без потери качества изображения, измерение любого выделенного объекта, восстановление пространственной сцены съёмки (рис. 5).

Рис. 5. Стереофотограмметрический анализ левой (А) и правой (В) части стереофотоснимка (соответствие линий-гомологов фотоснимков А1 и В1)

В то же время благодаря применению мультиспектральных средств, особенно при малоглубинной стереосъёмке, открываются возможности не только фиксации, оценки состояния (мониторинга) памятников неразрушающими дистанционными методами, но и появляется возможность выявлять и идентифицировать внутренние невидимые структуры и материальные остатки археологических памятников (Сингатулин, Плотников, Рамзаев, 2001). На сегодняшний день существуют десятки доступных компьютерных программ для обработки стереофотоснимков, анализа данных методами фотограмметрии с помощью персонального компьютера (например, IMAGINE OrthoBASE, ERDAS IMAGINE, ERDAS Stereo Analyst и др.).
Стереофотосъёмка курганного комплекса «Кырык-Оба» в весенне-осенний период 2008 г. осуществлялась неметрическими цифровыми камерами SONY Cyber-shot DSC-F828 и Canon EOS 5D с использованием механизма параллельного смещения. База стереофотосъёмки менялась в зависимости от задач исследований и размеров объектов (в среднем от 56 мм до 108 мм). В общей сложности было получено 1248 пар изображений в форматах RAW, TIFF и JPEG, которые в дальнейшем использовались для просчёта сцен съёмки с помощью программного обеспечения ERDAS Stereo Analyst и PHOTOMOD. Данные программы создают исходные трёхмерные модели путём преобразования двухмерной информации, содержащейся в фотографиях (стереопарах), в точно рассчитанные трёхмерные точки, линии и плоскости. Созданная трёхмерная модель в дальнейшем экспортируется в формате DXF в трёхмерные графические редакторы AutoCAD 3D Studio, 3D max Studio и после соответствующей обработки в любую доступную ГИС-программу или специализированную базу данных. Просчёт отдельных конструктивных элементов, формы, подсчёт вывала земли и некоторые другие задачи позволяют подробно воссоздать конструкцию древних строений (рис. 6).

Рис.6. Реконструкция внешнего вида кургана №1.
А – современное состояние (высота – 18,6 м), В – реконструкция кургана (высота – 22 м)

Накопленный сегодня экспериментальный материал с использованием новых информационных технологий, круг и полнота решаемых вопросов, уровень теоретического обобщения данных дают возможность не только достоверно воссоздать курганные комплексы, но и реконструировать все сопутствующие этому времени исторические события.
Создание в степной зоне природного, историко-культурного заповедника предоставляет необычайно широкие возможности для реализации просветительских и образовательных программ в области древней истории региона, происхождения современных народов Урала. Вместе с тем, при дальнейших исследованиях курганных комплексов и их территорий, необходимы согласованные действия специалистов, находящиеся на стыке наук и современных научных комплексных методов. Правильный подбор новых археологических технологий и их комплексное применение поможет наиболее эффективно решить задачу по изучению курганных комплексов и их территорий.
Для детального комплексного изучения курганной группы «Кырык-Оба» необходимо осуществить дополнительный комплекс измерительных и аналитических работ, среди которых в качестве первоочередных можно отметить:

• Охрана курганов и окружающего ландшафта с помощью информационных и телекоммуникационных систем.
• Привлечение дополнительных архивных и современных материалов ДДЗ - аэро- и космических снимков, радарных измерений, мультиспектральных фотосъёмок с высоким разрешением (до 0,2 м) для получения целостной картины геоморфологических характеристик размещения курганных комплексов по исследуемому региону.
• Проведение локальных мультиспектральных стереофотограмметрических съёмок для выявления внутренней структуры курганной насыпи, дешифровки структуры малого и большого «батонов», топографических и ландшафтных особенностей местности, геолого-структурных особенностей древних антропогенных воздействий.
• Создание базовой инфраструктуры историко-культурной территории.

При рассмотрении дальнейших научных исследований, необходимо произвести дополнительные мероприятия, учитывающих характер прошедших полевых работ и современных научных методов, средства изучения природных и антропогенных исторических объектов.

Городище «Жайык» – средневековый Уральск

Современными историками изучаются различные страницы в истории Казахстана, связанные с городской культурой - начиная с  караванных путей Великого шелкового  пути, продолжая градостроительством  периода Золотой Орды и заканчивая современным процессом урбанизации.  
Обращение к истории одного из старейших городов Казахстана – Уральска вызвано потребностью выявления  в наиболее полном объеме  исторического пути его развития и становления.   Место и роль Уральска в отечественной истории несомненно велика. С его становлением и развитием формировалась в целом городская культура Западного Казахстана. И вместе с тем, в более раннее время, существовавшие традиции городской культуры раннего средневековья данного региона наложили свой отпечаток на характер и  самобытность развития первого городского поселения, положившего начало  современному Уральску.

История города  непроста настолько - насколько сложными были причины его появления, поэтому  много споров и дискуссий ведется по различным вопросам  исторического пути развития Уральска. Они порождены или недостатком исторических сведений, или укоренившейся традицией, или ошибками предшествующих исторических сочинений.
Остатки городского поселение ХIII-XV веков, обнаруженной археологами располагается в 12 км. от современного областного центра. Это открытие переворачивает все привычные представления по истории города и делает вполне реальной более раннюю дату образования Уральска  

*   *   *

Историческая наука давно отошла от понимания "кочевой культуры", как феномена, которому в корне не свойственны "оседлые" признаки. Ведение кочевого скотоводческого хозяйства, как установлено, не отрицает, а предполагает наличие городов, как центров ремесла и торговли, как мест зимовок и баз - убежищ в стратегически важных местах.
Подтверждением этих выводов стало городище «Жайык», расположенное южнее г. Уральска на берегу р. Урал.  С юга и юго – востока  территорию городища ограничивают склон речной террасы, а с других сторон -   естественные овраги. Следов  каких либо искусственных ограждений по периметру не обнаружено.  Площадь, на которой прослеживаются явные следы застройки, составляет около 8 га. На поверхности прослеживаются отдельно стоящие холмики высотой от 0,3 до 0,6 м. различной планировки и размеров.
В 2-х км западнее городища на вершине Свистун - горы располагалось городское кладбище- некрополь, на котором обнаружены многочисленные захоронения, имеющие отношение к самому городищу. Встречаются и более ранние памятники. Раскопки проводились на  нескольких объектах. Первоначально рассмотрим  сам город, его жилые и общественные постройки.
Жилое здание - «Малая жилая усадьба».  Ее жилая  часть  состоит из 6 помещений, сложенных из сырцового кирпича. Стены были обмазаны глиняным раствором, как внутри помещений, так и снаружи. Толщина стен составляет 70 см. Усадьба состоит из двух симметричных жилых секций.

«Малая усадьба». Городище Жайык

Первая секция начиналась прихожей, которая выполняла хозяйственные функции. В северо-западном углу помещения была выявлена суфа в виде буквы "Г", сложенная из сырцового кирпича. При расчистке помещения были обнаружены фрагменты керамики, фрагменты металла, изделий из кусков железной стамески. В юго-восточном углу помещения располагалась яма, выложенная жженым кирпичом,  это “ташнау” - санитарно-гигиенческое устройство для слива грязной воды.  Большую часть помещения занимает "П-образная" суфа, расположенная вдоль южной, восточной и северной стен. В южном отрезке суфы размещалась отопительная система типа "кан". На краю суфы устроена топочная камера и от неё вдоль южной стены двухканальный дымоход, выложенный сырцовым кирпичом. Каналы дымохода перекрыты тем же сырцом и сверху обмазаны. Западнее печи, у несущей стены, разделяющей все сооружение на две части, рядом друг с другом находятся две хозяйственные ямы. Проход, расположенный вдоль западной средней стены, вел в помещение – кладовую, в котором имелась и хозяйственная яма.
Следующий жилой отсек состоит из трех помещений: кладовой, основной жилой комнаты и прихожей, то есть совпадал по всем с первой частью общей усадьбы - дома.  Результаты расчистки жилища "малой усадьбы" можно интерпретировать следующим образом. Жилая часть усадьбы представляет собой отдельно стоящее строение, состоящее из двух симметричных по планировке жилых комплексов (отсеков) разделенных стеной. Входы со двора в жилища были устроены в северной стене. Войдя в жилище, попадаем в "прихожую". Далее, через двери, устроенные вдоль центральной стены, попадаем в жилые помещения с отапливаемыми суфами. Замыкали анфиладу помещений небольшие комнаты явно хозяйственного назначения. Они, очевидно, служили кладовыми. Усадьба имела обширный двор с надворными постройками.  В ходе проведенных археологических работ были обнаружены следующие предметы: фрагменты металлических изделий (среди них часть зубила, фрагмент чугунного котла); множество фрагментов керамики; фрагменты глазурованных плиток и глазурованных кирпичей; сохранившиеся кусочки кожи; бусинки, изготовленные из разноцветного стекла; кольцо с узором в виде восьмиконечной звезды и вписанным в нее кругом, из серебра; нижняя часть формы из белого известняка для отливки колец, а так же кости животных, кости рыб и рыбья чешуя.        

Остатки помещений «Большой усадьбы». Городище Жайык

Жилое здание - “Большая жилая усадьба” состояла из комплекса жилых и хозяйственных помещений и обширного двора. Центральное жилое помещение имело вход шириной 1,4 м, шедший со двора. Большую часть помещения занимала "П"- образная суфа. Часть суфы, вдоль западной стены помещения занимала отопительная система типа "кан". Топкой служил тандыр, устроенный в северном конце суфы. Он имеет боковое топочное отверстие.  Рядом, к востоку, находится массивная платформа, сложенная из сырца. Внутри зафиксирован тонкий слой прокала и золы. Сверху расчищен один ряд кладки квадратным жженым кирпичом формата 26х26х6 см в виде буквы "П", обращенной открытой стороной к участку пола, вымощенному квадратным жженым кирпичом. Перед самой платформой прямоугольный  участок размером 0,5х1,2 м, заполненный золой. Очевидно, это остатки сильно разрушенной печи. Перед ее топкой участок пола, куда выгребалась зола. Вымостка пола жженым кирпичом зафиксирована также и вдоль восточного отрезка суфы. На северном участке суфы шириной 2,7 м расчищены в двух местах выкладки жженым кирпичом в виде ограждений размером 35х35 см со следами золы и углей внутри. Вполне вероятно, что это остатки разновременных обогревательных устройств типа “сандал”. За восточной стеной помещений № 1 устроено небольшое узкое помещение. В нем расчищены развалы жженого кирпича двух, видимо, разновременных очагов. Это помещение, очевидно, служило летней кухней.                       
Толщина наружных стен помещения - 0,8 м. Сложены они из сырцового кирпича размерами 25х25х8 см в три ряда. Внутренние стены сложены из кирпича размером 30х27х8 см, их толщина - 0,7 м. Стены снаружи и внутри покрыты многослойной штукатуркой. Сохранившаяся максимальная высота стен 70-80 см. В северной стене помещения находился вход в следующее помещение. Оно, видимо, имело и жилое, и хозяйственное назначение. Восточную часть ее занимает суфа шириной 2,4 м. В полу западной половины расчищены три хозяйственных ямы. Возможно, это ямы- хранилища. Далее к северу расположено третье помещение,  вход в который был со двора. 
За границами раскопа остались конструкции капитальных строений и большая часть двора, на которой можно предполагать наличие каких - то хозяйственных построек. С территорией двора “Большой усадьбы” связаны находки фрагментов штампованной керамики и глазурованных облицовочных плиток.  В восточной части городища вскрыт комплекс из нескольких усадеб. Уже в ходе снятия первого слоя выявились остатки конструкций (пятно прокаленной глины, вероятно тандыр), а также сырцовые конструкции. В юго-западной части раскопа обнаружена медная монета хорошей сохранности с растительным орнаментом. В юго-восточной части раскопа располагалось помещение, которое является самым большим по площади на территории усадьбы. При возведении стен использовался кирпич двух размеров: квадратный - 25х25х7 см и прямоугольный - 25х45х7 см. При укладке применялось чередование этих двух видов кирпичей - один слой из одного вида кирпича, второй - из другого.  Стены снаружи и внутри обмазаны слоем глиняной обмазки. Полы также обмазаны. В помещениях, расположенных в северо-западной и западной частях раскопа выявлены остатки тандыра и печи. Причем от тандыра отходит дымоход в виде двух параллельных каналов, с помощью которого подогревалась суфа. Перед суфой, но с другой стороны располагалась печь. В проходе, который вел из первого помещения в соседнее помещение располагался порожек, выложенный из сырцового кирпича (кладка в два ряда). Здесь же обнаружена вторая медная монета с изображением бегущей лошади на одной стороне и арабской надписью на другой.
В юго-восточной части раскопа обнаружены фрагменты глазурованной чаши. Роспись черным по зеленому фону в виде растительного орнамента под прозрачной глазурью, белым и коричневым по синему фону с орнаментом в виде стилизованных арабских букв под прозрачной глазурью. Кроме этого, выявлены два фрагмента, так называемой люстровой посуды, расписанной золотом по внутренней стороне и имеющие арабский текст по венчику на внешней стороне. Таким образом, результаты раскопок части площади "усадьбы" показали, что это комплекс из нескольких усадеб, составляющих массив городской застройки. В ходе проведения археологических исследований на объекте были обнаружены следующие предметы: фрагменты металлических изделий; фрагменты керамики; фрагменты глазурованной облицовочной плитки; стеклянная бусина; кости животных и как выше отмечалось, две медные монеты. У одной из монет прослеживаются следы надписи в квадратной рамке, разделенной пополам на две равные части. На оборотной стороне - изображение льва с раскрытой пастью, поднятым хвостом, шагающего вправо. Над спиной животного - изображение взошедшего солнца. Этот тип монет хорошо известен среди джучидских монет. Он принадлежит к постреформенному чекану хана Узбека. На лицевой стороне хорошо сохранившихся монет этого типа надпись "Высочайшее постановление" внутри квадратного картуша. По краю картуша надпись "Чекан Сарая 737". Цифрами дана дата чеканки монет - 737 год хиджры (т.е. 1336-1337 гг.).  Возможно, что и вторая монета относится к этому же типу, но с уверенностью говорить об этом не возможно, поскольку обе стороны монеты совершенно стёрты. Диаметр монетного кружка-16 мм.         
Общественное здание - восточная баня–“хаммам". Среди общественных построек города существовала и баня,  располагавшаяся почти в центре городища. Баня была сильно разрушена.

Восточный сектор бани-«хаммам». Городище Жайык

Здание ее было традиционно полуподземным сооружением, цокольная часть которого на глубину не менее 1,2-1,3 м. была утоплена в материк. Для этого был предварительно вырыт котлован и в нем выложено основание бани, представляющее собой подпольную отопительную систему в виде жаропроводящих каналов. При этом пол опирался на кирпичные столбики, расположенные в шахматном порядке. Наружные стены ставились вплотную к стенкам котлована, они имели толщину 1 м.  Южная наружная стена бани была разобрана полностью. Сохранился лишь небольшой фрагмент кладки у основания шириной в 2 ряда кирпичей. Западная стена разобрана до основания. На полу прослеживаются лишь ее следы. Северная наружная стена, в которой был, видимо вход, как и вся северо-восточная часть комплекс.
 Баня имеет крестовидную планировку. Центральное помещение бани имело восьмиугольный план, вписанный в квадрат со стороной не менее 4 м.

Керамические изделия с раскопа. На переднем плане керамические трубы-кубуры с бани-«хаммам». Городище Жайык

Площадь центрального зала увеличивали беньюары - ниши с обогреваемыми суфами (массажные). Из него вели проходы в помещения, предназначенные для мытья. Они имели разную температуру нагрева – “прохладные” и “горячие”. Моечные были снабжены тазами и котлами, вмазанными алебастровым раствором в суфы. Холодная вода в помещения подавалась по трубопроводу. В завале обнаружено множество обломков керамических труб - кубуров с характерными "манжетами" на одном конце. Они служили для стыковки труб между собой. Место соединения обмазывалось алебастровым раствором. Конец трубы, выводившийся в помещение, закрывался специальной керамической "заглушкой" с небольшим отверстием в центре. "Заглушка" также закреплялась на конце трубы алебастровым раствором. Через нее регулировалась подача холодной (и горячей?) воды в моечные помещения. Обнаружены три такие "заглушки".  
Следует отметить, что этот тип бань почти без изменения доживает на Востоке до сегодняшних дней.
Кирпичеобжигательная печь. Восточная периферийная часть городища была занята мастерскими по производству жженого кирпича. В результате раскопок расчищена сохранившаяся топочная (огневая) камера одной из кирпичеобжигательных печей прямоугольной формы. Ее внутренние размеры: длина 490 см, ширина 325 см, высота 180 см.   Для постройки печи был выбран гребень надпойменной террасы на восточном краю городища, в которой был вырыт котлован до уровня слоистой красно-коричневой глины, послуживший и уровнем первого основного пола топочной камеры. В южной торцовой стене устроен вход в топку печи. Стенки выложены из сырцового кирпича размерами 30х30х8 см.   От входа вниз вела дорожка с уклоном в 30 см.  Дорожка была обмазана глиной, смешанной с дробленым жженым кирпичом толщиной 5 см.
Ширина входного проема 140 см, высота до внутренней части первой арки 85 см. Таким образом, топочная камера представляет собой котлован в материке, облицованный обожженным кирпичом и перекрытый восемью арками. Над арками был выложен под обжиговой камеры, в котором между арками оставлены сквозные отверстия-продухи. Кирпичи в продухах положены в вертикальном положении, высота кладки колеблется от 4 до 6 кирпичей. Размеры кирпичей 30х30х8-10см, 32х20х10 см.

Кирпичеобжигательная печь. Городище Жайык

Остатки арки кирпичеобжигательной печи. Городище Жайык

Из восьми арок полностью сохранилась лишь первая арка перед входом, она немного деформирована, но по ней можно реконструировать все остальные обрушившиеся. Высота арки от уровня основного пола 165 см, ширина пролета 325 см с увеличением у основания на 10 см. Замком арки служит оттесанный клинообразный кирпич. Пространство между изогнутой частью арки и стеной котлована заполнено кирпичом, выложенным горизонтально от замка почти до основания. Арка с внутренней стороны покрыта толстым слоем обмазки.
Обследование топки печи показало, что печь подвергалась многократному ремонту, это видно по многослойной обмазке.
За годы археологических исследований на городище Жайык, было обнаружено два кирпичеобжигательной печей.  Вероятно, что подобная конструкция кирпичеобжигательных печей в золотоордынские города Поволжья и Урала была занесена из Средней Азии и Южного Казахстана.
В золотоордынское время аналогичные по конструкции печи известны в Хорезме, в пригороде древнего Отрара и на городище Куйрук-тобе.
Некрополь городища «Жайык».  Рядом с городищем «Жайык» находится древний некрополь. Он расположен на Свистун - горе, которая имеет вид плато. Здесь были зафиксированы курганообразные холмы, на которых были найдены обломки обожженного кирпича.  Всего таких холмов 5. Они являются, как установили раскопки, остатками мусульманских мавзолеев.
Мавзолей 1. Сохранившаяся высота бугра составляла около 0,8 м. Курган имел округлую форму, диаметром 32-З6 м.  Раскопки показали, что под ним скрываются остатки двухкамерного мавзолея, возведенного из обожженного квадратного кирпича и облицованного  глазурованными плитками.

Остатки мавзолея №1. Городище Жайык

Мавзолей прямоугольный в плане, длина его по внешнему обводу стен 13,5 м, ширина - 9 м. Стены  сложены из квадратного жженого кирпича.  Первое помещение имело две суфы, высотой 0,4 м, устроенной вдоль южной и северной стен. Здесь прослеживаются следы прокала, обнаружены в большом количестве кости домашних животных. Скорее всего, первое помещение носило поминально-ритуальный характер. Вход, ориентирован на юго-запад, ширина его около метра при толщине  до 0,9 м. При зачистке внутри и снаружи мавзолея в большом количестве были обнаружены квадратные и прямоугольные жженые кирпичи и плитки различных размеров, имеющие поливу на лицевой стороне. Сохранившиеся в большом количестве, но большей частью в обломках, плитки различных размеров применялись при оформлении портальной части мавзолея. В интерьере использовались также плитки с поливой и надписями золотом. В юго-западном углу мавзолея, в нижней части, между пятым и шестым рядами кирпичей, находится горизонтально положенная деревянная плаха (длина около 2 м). Аналогичные деревянные брусья  фрагментами встречаются и в северо-западной стене, ближе к северо-восточному углу. Раскопки показали, что конструкции постройки, стены и частично полы были разобраны. Местами кирпич выбран до материка, на некоторых участках сохранились 2-3 ряда, а кое-где и 5-7 рядов кладки. Вымостка полов сохранилась лишь на половине площади каждого помещения. Очевидно, что, как и остальные постройки из обожженного кирпича, мавзолеи стали своеобразным карьером для добычи строительных материалов. При этом расхитители вывезли и облицовочные глазурованные плитки, которые удалось, не сломав, снять со стен.
Постройка сооружена  без фундамента. Роль его выполняют два слоя кладки жженым кирпичом,  положенные на выровненную древнюю поверхность. Кладка кирпича в стенах осуществлена на растворе "чёрной" болотистой глины. Размеры кирпича в кладке стен 25-26х25-26х5см, использовались  кирпичи в половину этого формата. Снаружи мавзолей выглядел как прямоугольное строение размерами 9х12 м, увенчанное  куполом. Скорее всего, а это типично для мавзолеев XIII-XIV вв., он был коническим. В середине портальной стены частично сохранились потёртые кирпичи входа. Стена портала имеет толщину 2,25м, в то время как остальные стены постройки - 1,75 м.

Графическая реконструкция Мавзолея №1. Городище Жайык

Через вход в центре портальной ниши попадали в помещение № I, являвшееся зиаратханой. Оно прямоугольной формы, размеры его 5,5х3,5 м. Слева и справа от входа в это помещение, вдоль восточной и западной стены располагались  суфы. Суфы по краю выложены квадратным кирпичом, а внутреннее пространство забито черной материковой землёй. Пол помещения площадью 2,75х3,5 м. выложен квадратным жженым кирпичом на известковом растворе. Кирпич уложен на подсыпку из желтоватой глины, которой выровнена поверхность материка.  Далее через проход в центре северной стены (следы его не прослеживаются) попадали в помещение  №2, которое было гурханой-усыпальницей. Оно квадратное в плане, площадью 5,5х5,5м. Возможно, его объем также увеличивался за счет ниш в стенах.  Средняя часть пола помещения вымощена шестиугольным обожженным кирпичом.  Эта вымостка как бы взята в рамку из  квадратных кирпичей. Вдоль южной, западной и восточной стен уложен один ряд квадратных кирпичей, а вдоль северной - четыре.  Единственное погребение в гурхане расположено почти в центре его, перед суфой у северной стены. Могильная яма глубиной 1,6 м, длиной 2,5 м, шириной 1 м. ориентирована длинной осью по линии северо-запад юго-восток. По периметру дна могильной ямы сооружен склеп из обожженных кирпичей размером 25х25х5см. В кладке присутствуют и кирпичики половинного формата.  Погребение полностью разграблено. Вынесена даже большая часть кирпичей из кладки могильного склепа. Также отсутствует большая часть костей скелета погребённого. Обнаружены лишь череп, длинные кости конечностей, часть тазовых костей. Череп и несколько костей лежали в северо-западном углу могильной ямы. В завале ямы обнаружены обломки обожженных кирпичей, куски истлевшего дерева. В слое над полом склепа обнаружены железное кресало, гвозди, бронзовые бубенчики, небольшой железный нож, конусовидная железная поделка, возможно, колокольчик.
На гвоздях сохранились “прилипшие” куски деревянных досок. Очевидно, что этими "гвоздями" были скреплены доски гроба.  Всего на территории уральских степей насчитывается до 20 портальных мавзолеев из жженого кирпича, как правило с шатровым перекрытием, датируемых от XIII- до XVII вв.  Архитектура мавзолеев, где хоронились знатные люди, сложилась под влиянием мусульманских центров Средней Азии и Казахстана, главным образом Хорезма и Приаралья во второй половине XIII-XIV вв. Именно этим же временем, как и городище «Жайык»,  датируется городской некрополь и мавзолей на нем.  Для золотоордынского мемориального зодчества были более характерными однокамерные  и двухкамерные мавзолеи.  Обряд погребения - трупоположение головой на северо-запад, в одежде с личными вещами, в деревянном гробу на дне могильной ямы в кирпичном склепе - соответствует погребальной обрядности кочевников, принявших ислам.  
Мавзолей 2. Под завалом из битого обожженного кирпича сохранились остатки мавзолея -  “родовой” усыпальницы.  Двухкамерный мавзолей, размерами 12,8х19,4 м был построен из квадратного обожженного кирпича и имел декоративное оформление полихромными глазурованными плитками. Акцент в художественном убранстве был традиционно сделан на оформлении портала – пештака. Ширина портала составляла 16,5 м. В центре его прослеживается широкая (около 4 м.) входная ниша (айван;  глубину ниши определить уже не возможно), через которую попадали в первое помещение. О том, что юго-западная стена была оформлена в виде портала, говорит её толщина" в два раза превышающая толщину западной стены.


Мавзолей №2. Городище Жайык

Так как постройка возведена практически без фундамента, со временем углы портала под давлением массива башен дали осадку, и он стал деформироваться, грозя обрушением. Чтобы этого избежать и предотвратить деформацию, под левую и правую стороны портала были подведены мощные деревянные брусья. Такие же брусья были вмонтированы и в основание западной стены. Но предпринятые меры оказались недостаточными, и к лицевой стороне портала через некоторое время были симметрично пристроены два мощных сырцовых контрофорста длиной по 5,5 м. и шириной в 2,5 м. Судя по сохранившимся мавзолеям такого типа, возводимых в XIII-XV вв., в центре портала располагалась глубокая входная ниша - айван, вероятно, перекрытая высокой стрельчатой аркой. Её, видимо, обрамляла “П”-образная рама из нескольких лент, выложенных глазурованными плитками. Перед   порталом располагался обширный двор, вымощенный квадратным обожженным кирпичом и огражденный сырцовой стеной, толщиной до 2 м.
Первое помещение квадратной формы, размерами 4,60х4,45 м. Вдоль его восточной и западной стен располагались суфы, размерами 4,45х2,28 м, сохранившаяся высота суфы на три слоя кладки обожженного кирпича. Здесь обнаружены фрагмент сильно коррозированного железного ножа, кости мелкого рогатого скота. Суфа вдоль западной стены не сохранилась, ее можно восстановить по фрагментарным остаткам  кладок кирпичей с сохранившейся высотой кладки на 48-50 см. В центре помещения №1 расположена сохранившаяся, квадратной формы 2,1х2,8 м суфообразная вымостка. Пол вдоль северной и восточной стен суфообразной вымостки выложен шестигранными кирпичами с бирюзовой поливой.   В середине северной стены помещения №1 находился проход в помещение №2 - усыпальницу, размерами 8,70 м х 8,70 м. Пол помещения судя по остаткам, был выложен шестигранными обожженными кирпичами на алебастровом растворе и взят в рамку из квадратных кирпичей с бирюзовой поливой.


Графическая реконструкция Мавзолея №2. Городище Жайык

В гурхане расчищено одиннадцать погребений, из них пять детских. Основными типами погребений являются погребения в грунтовых ямах, в склепе, в гробу. Склеп имел сводчатое перекрытие из кирпичей. К сожалению, большинство захоронений были ограблены. Сохранились лишь детали погребального инвентаря - склеп из обожженного кирпича, остатки и железные крепления от гроба, кожа от обуви.  В одном из погребений, в женском, обнаружены золотые серьги. Судя по толщине стен (до 2 м),  мавзолей имел купольное перекрытие. Здание было богато декорировано, особенно портал, полихромной глазурованной облицовочной плиткой. Общий колорит декора был выдержан в сине-бело-голубых тонах. Основной категорией находок при расчистке мавзолея являются как целые, так и обломки глазурованных облицовочных плиток различных форм.  Облицовочные плитки разнообразны: есть плитки, у которых с одного края шла белая полоса с узлами на синем фоне, в середине имелись белые полосы, а на краях - голубые полосы, отделенные от синей, белой полоской. Есть глазурованные синим плитки с эпиграфической росписью золотом, с геометрическим и растительным орнаментами.
Как известно, подобный тип мавзолеев - портально-купольный продольно-осевой двухкамерный - в Центральной Азии сложился ко второй половине XIV вв. И уже к концу XIV в. творческий поиск архитекторов в этом направлении зодчества был завершен.  Обряд погребения - трупоположение головой на северо-запад, в одежде с личными вещами, в деревянном гробу на дне могильной ямы в кирпичном склепе - соответствует погребальной обрядности кочевников, недавно принявших ислам.  

Образцы керамических изделий. Городище Жайык

Полученные материалы и наблюдения по домостроительству городища «Жайык»  могут быть обобщены  следующим образом. Жилые постройки города возводились из сырцового кирпича прямоугольного и квадратного формата. Жилые помещения отапливались канами, топкой которых обычно являются тандыры. Дополнительно к ним в "Большой усадьбе" и одном из жилищ "Малой усадьбы" имеются печки прямоугольной формы, сложенные из жженого кирпича. Жилые помещения имеют обычно "П"-образные суфы, в хозяйственных - ямы-хранилища, мусорные ямы, ташнау. Основные стены построек имеют толщину 70-80 см, кирпич уложен вперевязку. Малая сохранившаяся высота стен не позволяет окончательно ответить на вопрос - на всю ли высоту стены возводились методом сырцовой кладки. При исследовании жилищ поволжских городов золотоордынского времени были выявлены домостроения  "монгольского типа".  Для этих домов характерен квадратный план, сырцовая кладка цокольной части стен на высоту 50-70 см, на которые устанавливался деревянный каркас стен. Но скорее всего, ввиду отсутствия древесного тлена и кусков дерева стены домов городища «Жайык» возводились только из сырцового кирпича.


Нумизматический материал. Городище Жайык

Сопоставление планов, технических приемов домостроительства поволжских городов и городища «Жайык» показывает, что на строительную культуру бассейна р. Урал "оказали преобладающее влияние традиции домостроения Хорезма и Сырдарьинских оазисов. Планы жилищ, исследованных на городище «Жайык», совпадают с планами жилищ Ургенча, Отрара, Туркестана XIII-XIV вв. Разница наблюдается в расположении некоторых деталей интерьера, суф, системы отопления, строительной технике и материалах. Об участии хорезмийских и южно-казахстанских мастеров в формировании синкретичной золотоордынской городской культуры неоднократно писали исследователи.  Возможно, в дальнейшем изучении городища «Жайык» можно будет выделить и детально охарактеризовать "сырдарьинскую струю" влияния. Пока же стоит обратить внимание на чрезвычайную близость планировок городского жилища Отрара XIV-ХV вв. и жилищ городища «Жайык». Тот же анфиладный принцип компоновки трех помещений, "П"- образные суфы в жилых помещениях, каны, тандыры, ташнау в интерьерах помещений.  Но есть и отличия достаточно существенные. Отопление жилищ городища «Жайык» осуществлялось специальными двухканальными канами, устроенными вдоль одной стороны суфы. "Каны" послемонгольских жилищ Южного Казахстана  в большинстве своём таковыми могут называться лишь с большой натяжкой. Усадьбы, по всей видимости, имели дворы с надворными постройками, которые строились из облегченных конструкций (деревянно-каркасные, плетневые).  Таким образом, археологические раскопки показали, что городище «Жайык» является остатками развитого города золотоордынской эпохи.   Конец ХIII в. - первая половина ХIV в. исследователями истории Золотой Орды характеризуются как годы наибольшей стабильности и расцвета городской культуры. Возрождаются некоторые важнейшие торгово-экономические центры, пострадавшие в период завоевания, появляются десятки новых городов и крупных поселений. Этот период интенсивного роста приходится в основном на время правления ханов Узбека и Джанибека (1312-1357 гг.). Время характеризуется ростом территорий "старых" городов и возникновением большого числа новых крупных поселений. Надо полагать, что благоприятные условия способствовали появлению и росту поселений и городов золотоордынского времени и на Волге и на Днестре, и на берегах Урала. Примером этому может служить исследуемое городище «Жайык», которое является исторической предтечей  Яицкого городка -  Уральска.

Таксайский гребень

Комплекс Таксай 1 дал уникальную находку, которую мы назвали Таксайский гребень. Это – одно из редких  изображений людей далекого прошлого, уникальное как по возрасту, так и по сюжету композиции.  Здесь, на наш взгляд, зафиксировано одно из крупнейших  исторических событий середины I тыс. до н.э. – столкновение двух миров: ахеменидского Ирана и кочевой Степи.
Гребень – двусторонний,  цельный,  подпрямоугольной формы, изготовлен из дерева (тополь) с помощью тонкой резьбы, от огня сильно обуглен.

Фото 1. Таксайский гребень

Гребень состоит из трех частей: верхней и нижней функциональных и центральной декоративной. Основу составляют боковые планки, в центральной части прямоугольные в сечении, в верхней и нижней частях трапециевидно расширяющиеся. Верхняя функциональная часть гребня состоит из 13 крупных зубцов,  расположенных между боковыми планками. Зубцы в разрезе округлой формы, разные по размерам. В нижней части – 79 мелких  зубчиков, также расположенных между боковыми планками. Зубчики одинаковые, нарезаны аккуратно, вероятно, с применением специальной пилы с двумя лезвиями (одно для пропила, другое – для наметки), в разрезе округлые.  Внутренний край зубцов очерчен прямой резной линией.
Центральная часть  гребня представляет собой резную композицию в прямоугольной рамке. Рамка выделена по периметру  углублением, в которое вставлены прямоугольные, деревянные вставочки, декорированные по центру  вырезанными окружностями. В прямоугольное пространство рамки вписана скульптурная резная композиция, изображающая батальную сцену между двумя воинами-колесничими и их пешим противником. Оно выполнено в рельефе, реалистично. Хорошо показано  противостояние.

Фото 2. Центральная часть гребня. Реконструкция сюжета Крыма Алтынбекова лицевая сторона

Фото 3. Центральная часть гребня. Оборотная сторона

Доминирующее положение в композиции занимает боевая колесница, расположенная в направлении справа налево. Она двухколесная, в нее запряжены два коня, по контуру, совпадающие друг с другом .
Кузов  колесницы, массивный, коробообразный. Борта кузова облегченные с  выемками, вырезанными в виде углублений, заканчивающимися чуть выше колеса. По краю  борта декорированы  резьбой в виде встречных треугольников. В центре каждого треугольника  проработаны окружности.  В центральной части кузова нанесен узор в форме  удлиненной трапеции, расположенный от орнаментальной полосы до нижней части борта. Он очерчен боковыми резными линиями, между которыми нанесены небольшие вертикальные насечки. Возможно, это имитация шкуры животного. Под настилом повозки, по центру проходит ось, на  которой  вращались  колеса. Колеса с 8 спицами  и шипами по ободу колеса.   Шипы   проработаны в виде треугольников.
Кони изображены близко к колесу, часть их ноги и хвост закрывают переднюю часть кузова. Животные показаны в момент остановленного бега: головы прижаты к груди, шея дуговидно изогнута, левые передние ноги согнуты и приподняты, правые передние – отставлены назад, задние ноги слегка согнуты и отставлены назад . У коней короткая грива, показанная невысоким гребнем в виде рубчиков. Рельефно выделены губы, во рту резной короткой линией показаны удила. Из оголовья виден только нащечный ремень. Вожжи воспроизведены в виде широкого ремня. На передней части лошади показаны два широких ремня: подпруга, украшенная поперечными рельефными рубчиками и опоясывающая грудь животного, и подперсье, которое охватывает его корпус за передними ногами и как бы состоит из относительно широких поперечных пластинок, скругленных на внешних торцах. Ремни соединяются на холке лошадей, место соединения показано округлым элементом с врезной ямкой в центре, вероятно, так обозначено ярмо. Ярмо и кузов соединяет горизонтальный шест-подпорка. Возможно, частью упряжи также является изогнувшийся за шеей лошади ремень.
На колеснице изображены  два персонажа.

Фото 4. Персонажи рисунка

На переднем плане композиции на колеснице изображен воин, стреляющий из лука. Это мужчина с короткими прямыми волосами с проработанными прядями, в округлой шапке  с плоским верхом. Лицо с низким лбом, с миндалевидным разрезом глаз,  крупным, удлиненным, прямым  носом. К сожалению, не просматриваются подбородок и губы воина. Одежда воина не просматривается
Вооружение всадника - лук сложного типа. Левая рука, держащая лук, вытянута вперед и вверх, правая с изогнутой кистью, в которой зажата тетива, находится на уровне груди. Лук сложного типа. Стрела расположена вдоль левой руки и лежит на её большом пальце. Часть тетивы проходит прямо перед лицом воина. Взгляд устремлен на противника, который изображен в правой части гребня.
Колесница управляется возницей, 

 Фото 4. Персонажи рисунка

правая рука которого натягивает вожжи, как бы сдерживая коня, и одновременно держится за соединительный шест-подпорку. Это безбородый мужчина в круглой шапке  с плоским верхом.  Лицо с низким лбом и узким подбородком, с миндалевидным разрезом глаз, с узкими скулами,   крупным, удлиненным, прямым  носом и тонкими, сжатыми губами. Прическа в виде короткой стрижки, проработаны пряди волос.  Одежда свободного покроя с широкими рукавами, сужающимися к запястью. Верхняя и  плечевая части рукава украшены орнаментом  в виде треугольников, повторяющих узор кузова колесницы. Возница опоясан поясом.  Пояс в виде  узкой неорнаментированной полоски.
Группе колесничих противостоит пеший воин, 

Фото 4. Персонажи рисунка

который левой рукой держит вожжи, а его правая рука, а правая рука его занесена вверх сбоку от возницы, по всей видимости, для удара. Корпус тела слегка наклонен вперед, воин как бы останавливает лошадей, грудная клетка  воина уперлась в морду животных. Мужчина в шлемовидном головном уборе, который оконтуривает лицо, полностью закрывая волосы и уши. Лицо с низким лбом, миндалевидными и слегка удлиненными глазами,  крупным прямым  носом с рельефно выделенными крыльями, округлым подбородком, сильно выступающим вперед, и сжатыми губами, обозначенными вырезом.
Он одет в короткий кафтан, на котором широкой полосой показаны борта и ворот, подпоясанный поясом и широкие шаровары с внешней полосой-складкой, стянутые на лодыжках. С левого бока на поясе подвешен колчан, края колчана декорированы  полоской, в виде окантовки. Сама поверхность колчана украшена поперечными линиями. На ногах обувь с острым носком. На левом боку воина находится колчан, расположенный горизонтально и подвешенный к поясу на ремне, состоящем из четырех овальных элементов. Верхняя часть колчана округлая, его внешний край выделен широкой полосой, орнаментированной сдвоенными черточками, а основа декорирована перекрещивающимися линиями.  
Судя по деталям одежды и разнице в воспроизведении лиц персонажей, в декоре гребня предположительно воспроизведена битва между персами и сарматами, представленная в эпическом духе.

Фото 5. Гребень. Лицевая сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова

Фото 6. Гребень. Оборотная сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова