Войти

Войти в личный кабинет

Имя пользователь *
Пароль *
Запомнить меня

  8(7112)  51-52-26

   8(7112)  51-52-26

Заключение. Научной экспедиции Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии по выявлению и определению места захоронения выдающегося деятеля казахской истории и культуры, рукводителя национально-освободительного движения 1783-1797 годов

 Научная экспедиция областного центра истории и археологии, была организована по инициативе Акима Западно-Казахстанской области с целью  окончательного выявления и определения места захоронения  руководителя национально – освободительного движения казахов Младшего жуза  конца ХУ111 века Сырыма Датова. Работа экспедиции проходила в рамках подготовки к 265 – летнему юбилею батыра.
Непосредственно экспедиции предшествовала работа в архивах Алматы и Оренбурга, обработка всей имеющейся исторической и научно – популярной литературы, изучение публикаций в средствах массовой информации, опрос достаточно широкого круга ученых.


Научная экспедиция областного центра истории и археологии, была организована по инициативе Акима Западно-Казахстанской области с целью  окончательного выявления и определения места захоронения  руководителя национально – освободительного движения казахов Младшего жуза  конца ХУ111 века Сырыма Датова. Работа экспедиции проходила в рамках подготовки к 265 – летнему юбилею батыра.
Непосредственно экспедиции предшествовала работа в архивах Алматы и Оренбурга, обработка всей имеющейся исторической и научно – популярной литературы, изучение публикаций в средствах массовой информации, опрос достаточно широкого круга ученых.

В состав экспедиции вошли:
1. Сдыков М.Н. – директор Западно – Казахстанского областного центра истории и археологии, доктор исторических наук, профессор, руководитель экспедиции ( г. Уральск) ;2.  Калменов М.Д. – научный сотрудник Мангистауского государственного историко- культурного заповедника ( г. Актау);
3. Жусупкалиев Т.Т. -  научный сотрудник  Западно – Казахстанского областного центра истории и археологии ( г. Уральск)  ;
4. Акбай Ж.  – краевед, автор ряда книг по С.Датову ( г. Уральск);
5. Асанов В.Б. – кандидат наук, директор представительства АО «Продкорпорация» по Западно-Казахстанской области ( г. Уральск);
6. Жонисов Б.И. – прямой потомок Срыма Датова ( г. Уральск).
В работе экспедиции принимали  активное участие и оказали существенную помощь ученые Алматы и Узбекистана :  Бижанов Е.Б.- доктор исторических наук, профессор, Каракалпакский филиал Института истории , этнографии и археологии  АН Республики Узбекистан; Джумашев А. – кандидат исторических наук, зав.отделом истории Каракалпакского филиала Института истории , этнографии и археологии  АН Республики Узбекистан; Байниязов К. – доктор филологических наук, профессор, Институт языка и литературы АН Республики Узбекистан; Хожаниязов Г. – кандидат исторических наук, зав.отделом этнографии  Каракалпакского филиала Института истории , этнографии и археологии  АН Республики Узбекистан; Тулемуратов М. – кандидат исторических наук; Амиров Ш. – научный сотрудник, археолог Каракалпакского филиала Института истории, этнографии и археологии  АН Республики Узбекистан.

Цель экспедиции -
– установление достоверного места захоронения Срыма - батыра Датулы.

Задачи: 
1. рассмотрение всех версий о месте захоронения с непосредственным выездом в предполагаемые районы;
2. обследование с полной фиксацией и  составлением этноархеологической оценки  памятника;
3. вовлечение ученых и краеведов Каракалпакии и Узбекистана с использованием наработанных ими материалов;
4. опрос местных жителей и встречи с казахами рода байбакты на территории Узбекистана;
5. работа в местных архивах и научных учреждениях Узбекистана;
6. научное обоснование  окончательных выводов и заключения;
7. фото-, видео- и аудио- фиксация деятельности экспедиции;
8. в случае установления достоверного места захоронения - проведение соответствующих ритуалов.

Маршрут экспедиции:
Основная группа экспедиции работала на территории Республики Узбекистан -  в городах Нукус и Ургенч, в поселках Кипчак, Бестобе и Гурлен.

Источники и их анализ:
1. архивные материалы – прямых дел, непосредственно касающихся смерти Срыма Датова, нами не обнаружено в архивах России, Казахстана и Узбекистана. Об этом же пишут С.Муканов, М. Вяткин, К. Темирханов и др.   Связано это с обстоятельствами смерти батыра.
2. научная и историческая литература. Данные источники можно разделить на несколько групп:  - а) дореволюционные исследования  -  представлены историческими сочинениями, записками, отчетами об экспедициях  российских офицеров и посланников в казахскую степь и Среднюю Азию. Это – работы Аристова Н.А., Бларамберга Б., Бланкеннагеля  А., Вельяминов – Зернова В., Веселовского Н., Витевского Н., Гавердовского Я., Данилевского Г., Диваева А., Добросмыслова А., Ефремова Ф., Левшина  А., Мушкетова И. и других. Рассматривая  отдельные исторические события или крупные исторические процессы, данные авторы касаются личности Срыма Датова только  в связи с описываемыми проблемами. Конкретного обращения к жизни и деятельности  батыра в указанных работах нет. Поэтому сведений, непосредственно касающихся смерти С.Датова и его захоронения , за исключением сочинения Гавердовского Я., в них не обнаружено.  Ценность этих исследований заключается в описании политической ситуации в Казахстане в конце ХУ111 – начале Х1Х веков, во введении в научный оборот большого фактического материала, имеющего важную ценность для отечественной истории. Однако нужных сведений по рассматриваемой проблеме в них не содержится.  - в) современные научные исследования. В данную группу мы включили как работы советского периода, так и новейшего времени. Среди них выделяются  специальные монографии, посвященные жизни и деятельности Срыма. Это – исследования М.Вяткина, С.Муканова, К.Темирханова, А.Мухтара. Написаны работы на основе большого архивного материала, с использованием этнографических сведений.   Однако данные авторы также не приводят конкретных источников по поводу смерти и захоронения Срыма Датова. 
3. краеведческая литература и газетные публикации.  В основном это материалы, вышедшие в свет в последнее время. Их появление обосновывается повышенным интересом общества к личности Срыма Датова. Написанные в основном энтузиастами, они имеют положительное значение, так как содержат большой этнографический материал – легенды,  устные сказания, фольклор, предания и эпос казахского народа.  В результате ими выявлены многие страницы жизни Срыма Датова, которых нет в научных исследованиях. Однако слабым местом данной группы является отсутствие анализа приводимых сведений и их  сопоставимость с другими источниками.
4. этнографические  сведения. Они представлены воспоминаниями и преданиями, имеющими хождение в памяти и сознании народа. Данный круг источников не только в казахстанской исторической науке, но и в мировой, рассматривается как достаточно емкий и  достоверный источник. В этнологии, этнолингвистике и  фольклористике устные воспоминания, пересказы, выдержки из устного и музыкального народного творчества являются одним из важных каналов получения информации. Достоверность их определяется путем сопоставления с аналогичными или другими существующими источниками.  Поэтому нами активно использовались все сведения данной группы. 
Таким образом, несмотря на большой пласт научной, исторической и научно – популярной литературы круг непосредственных сведений о последних годах жизни Срыма Датова, его смерти и месте захоронения крайне узок.  Поэтому нами использовались все возможные в данном случае источники, в том числе обращенные непосредственно к народной памяти.

Краткая характеристика жизни и деятельности С.Датова.

Сырым Датов родился предположительно в 1742 году на территории  современной Западно-Казахстанской области Республики Казахстан.  
Сырым Датов вошел в отечественную историю как руководитель  первого крупного антиколониального и антиханского народного восстания, которое охватило степи всего Западного Казахстана в 1783-1797 годах. Основными причинами восстания населения Младшего Жуза явились политический кризис казахского общества, обострение земельного вопроса, запрещение царским правительством перехода казахов “на внутреннюю сторону” (в междуречье Урала и Волги), усиление  колониального гнета, открытый грабеж и насилие над народом как со стороны хана и султанов, так и со стороны Уральского казачьего войска и царской администрации.
Яркая и самобытная фигура, популярный батыр и признанный акын Срым Датов одним из первых осознал новые исторические реалии и вступил на путь политической борьбы за права народа. Неслучайно его жизнь и борьба стали символами национального самосознания и культуры.
Известный историк-востоковед М.П.Вяткин в своем труде “Сырым батыр” описывает жизнь и деятельность С.Датова, он пишет “ Сырым с юных лет был умным и справедливым человеком, в 20 лет от роду стал бием рода Байбакты ” /М.П.Вяткин “Сырым батыр” стр. 199, Алма-Ата, 1951./   Сохранились отрывки переписки между Императрицией Екатерины Второй с генерал-губернатором Игельстромом. Генерал-губернатор Игельстром пишет: “По всей Орде он (С.Датов) самый уважаемый старшина. Вся Орда слушается его. Во всех собраниях предложения Сырыма  бесспорно исполняются” /К.Темирханов “Сырым батыр” стр. 8,  Нукус, 1996/   
Движение, возглавляемое им, привело к резкому обострению положения в Младшем жузе и на многие годы определило основные векторы  разития народа и общества. Пиком политического обострения стали отмена ханской власти и  формирование ханского совета, как  избираемого органа управления степью, а также убийство хана Есима. Все эти события  определили не только судьбу всех родов Младшего жуза,  но и  дальнейшую личную  жизнь Срыма Датова.    
После поражения восстания с конца 1797 года С.Датов ушел со своими соплеменниками и единомышленниками в пределы Хивинского ханства, где и проживал последние годы своей жизни. В начале Х1Х века здесь он был убит и похоронен. Несмотря на то, что С.Датов был известной личностью, местоположение захоронения долгое время было спорным. Сохранились лишь различные легенды о местонахождении его могилы. 
Для понимания сложности решения поставленной перед нами задачи необходимо обратиться к последнему периоду жизни Срыма Датова.

Последние годы жизни , время и причина смерти Срыма Датова.
Во многих исследованиях указывается 1802 год, как год его смерти. Об этой дате   говорят С.Муканов, М.Вяткин. При этом дается  ссылка на утверждение русского исследователя Я.Гавердовского, упоминавшего о поминках  по Срыму Датову ранней весной 1803 года на территории Хивинского ханства. Отсюда был сделан вывод о смерти С.Датова в 1802 году.  Других более точных сведений не обнаружено, хотя в архивах Хивы работали многие ученые.
Ответ на этот вопрос очень важен, так как позволит  восстановить как обстоятельства его смерти, так и характер и способ захоронения.  Известно, что после 1797 года С.Датов откочевал со своими соплеменника в Хиву.  Активного участия в политической жизни Младшего жуза, по мнению М.Вяткина, он не принимал и каких – либо документальных материалов об этом периоде жизни нет. Основным источником являются сведения, передаваемые из уст в уста, а также эпизоды из его жизни, запечатленные в народном творчестве.  В частности, айтыс Сырыма с каракалпакским акыном из рода кият Отепбергеном.
На наш взгляд, именно последний период его жизни позволит найти ответ и на вопрос – где похоронен Срым – батыр.
После упразднения Ханского совета и избрания ханом Айшуака Срым Датов покидает пределы Младшего жуза и перекочевывает в Хивинское ханство. Основными причинами  ухода стали: - поражение его движения и отсутствие былой поддержки со стороны общества после убийства хана Есима. Последнее обстоятельство сделало Срыма Датова фактически изгоем, так как родственники Есима поклялись отомстить ему за данное убийство. Поддержку Срым –батыр предполагал найти в Хиве.
Политическая ситуация в соседнем ханстве в этот период была крайне сложной – постоянная внутриполитическая борьба за престол между различными кланами приводила к  смене ханов. В этом процессе активно участвовали и казахские султаны, так как влияние казахских родов здесь в конце ХУ111 было значительным. Дело в том, что многие рода в тот период постоянно  откочевывали в Хиву на зимний период, а во время политической смуты в самом жузе часть казахских султанов постоянно проживала здесь. Браки с хивинской знатью давали им право участия в политической жизни Хивы, а междоусобица периодически выдвигала их на передний план. В частности, султан Каип непродолжительное время занимал престол хивинского хана.
Однако, ослабление политической власти в Младшем жузе привело к росту агрессии со стороны среднеазиатских ханств по отношению к казахам. Начались притеснения и  изгнание казахов из Хивы. Многие рода принуждались к уплате налогов, участились случаи грабежа и вымогательсв.  
Фигура Срыма Датова, его популярность  не могли устраивать  правителей Хивы. Первоначальный теплый прием и разрешение проживать на территории со своими соплеменниками  постепенно сменился холодным отношением. Известен факт военной стычки между   Срымом – батыром с его воинами против нукеров хивинского хана, грабивших казахские аулы. В результате  было убито более 40 хивинцев. Этот факт зафиксирован в народных преданиях. Отношения между Хивой и Срымом резко обстрились.
В такой непростой ситуации оказался Срым Датов  в хивинском ханстве. Путь домой был закрыт – султаны – родственники Нуралы обещали убить Срыма. А в Хиве оставаться было опасно из-за интриг местных правителей. В таких условиях  проходили последние дни жизни Срыма Датова. По известным нам источникам Срым Датов был отравлен и умер.
Таким образом, он принял насильственную смерть, а причина его смерти – отравление. Отсюда две известные версии его смерти.
Первая. Он был отравлен казахскими султанами, есть упоминание Бауыржана Каратаева, депутата 1 Государственной Думы Российской империи, о том, что его прадед султан Каратай был  прямо причастен к этому убийству.       
И вторая версия смерти Срыма Датова. Он был отравлен по указанию хивинского хана.
Общими в этих версиях являются  - отравление, как причина смерти, и враждебное отношение к Срыму Датову как со стороны казахских султанов, так и со стороны хивинского хана.    Поэтому место его захоронения тщательно скрывалось, так существовала угроза осквернения могилы. Известно, что Срым Датов просил похоронить его там, где настигнет смерть. Он понимал, что захоронение на родине невозможно в сложившейся ситуации.
Таким образом, отношения казахских султанов и политика хивинского двора к Срыму Датову стало главными причинами его  тайного захоронения. В последующие годы резко изменилась политическая ситуация в целом в данном регионе. Происходит процесс усиления кокандского и хивинского ханств, начинается их агрессивная политика по отношению к казахам. Окончательно падает влияние казахской знати. В результате территориальной экспансии среднеазиатских ханств многие земли, ранее принадлежавшие казахам, завоевываются соседями.  Все это сопровождается преследованием казахского населения, грабежами и насилием, что привело к уходу многих казахских аулов из данной территории. В 1812, 1816 и 1820 годах трижды хивинский хан Мухаммед – Рахим проводит истребление казахов, кочевавших в районе Сыр – Дарьи. Многие потомки и сородичи  Срыма Датова погибли, оставшаяся часть была вынуждена покинуть эту землю, и только незначтельная группа казахов – байбактинцев осталась на территории современной Каракалпакии и подверглась частичной ассимиляции. Поэтому   сведения  о Срыме Датове и  месте его захоронения  остались в основном в памяти потомков. В дальнейшем в Х1Х и ХХ веках не было исторической возможности вернуться к данному вопросу.  
Все это в совокупности, породило для будущих поколений проблему нахождения места захоронения Срыма Датова.

Место захоронения. Точного указания места захоронения ни в письменных источниках, ни в исторических сочинениях нет. О сложности  данной проблемы свидетельствует ответ ученых Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова МОиН РК  на наше официальное обращение по этому поводу, в котором говорится, что конкретное местонахождение захоронения  Срыма Датова неизвестно, но последние годы жизни он провел в Хивинском ханстве. Письмо было подписано директором Института истории  и этнологии им. Валиханова, доктором исторических наук, профессором Бурхановым К.Н. и ведущим специалистом, доктором исторических наук, профессором Галиевым В.З.               
Поэтому за основу наших поисков  мы взяли два известных  утверждения о месте захоронения Срыма Датова.
Первое.  По мнению аксакалов Срым батыр, после смерти,  тайно был перевезен на родную землю и похоронен  на территории современного Сырымского района. Однако данное предположение не вызывает доверия по причине отсутствия конкретной привязки к какой-либо местности или памятному месту, что обычно характерно в таких случаях. Помимо того, ведущиеся многие годы поиски могилы давали возможность сторонникам этой точки зрения высказать свою позицию по месту захоронения Срыма – батыра. Но этого сделано небыло. К тому же, ни в одном из известных исторических сочинений не выдвигается такая версия. Появление таких слухов возможно объясняется тем, что  на территории района есть захоронения сыновей Срыма Датова, которые некоторыми недостаточно осведомленными людьми отождествляются с самим батыром. 
Поэтому данное предположение, как основанное только на устных замечаниях и без конкретной привязки, не может рассматриваться как серьезная версия  местанохождения могилы батыра. Тем не менее мы упоминаем о ней, как о существующей в сознании части общества.
Второе. Версия о том, что похоронен Срым Датов в Хивинском ханстве, так как практически во всех известных исторических исследованиях упоминается  данная территория.
Первые подтверждения того, что Срым Датов похоронен на территории Хивинского ханства появились в Х1Х веке. Я. Гавердовский в исследовании «Обозрение Киргиз – кайсацких степей», вышедшем в свет в  Санкт-Петербурге в 1822 году, указывал, что в Хивинском ханстве  застал « тризну, данную в память Сырым – батырю, окончившему жизнь свою за несколько месяцев до вступления нашего в степь». О местонахождении могилы в Хиве указывали все последующие исследователи – С. Муканов в статье «Батыр Срым», опубликованной в журнале «Литературный Казахстан», в № 5 за 1940 год,  М.Вяткин в монографии «Батыр Срым»,вышедшей в свет в 1947 году.
К личности Срыма Датова активно обращаются не только историки, но и представители других наук, в частности филологи, этнографы. Важное значение приобретает поисковая деятельность краеведов.
В результате появился достаточно широкий круг  литературы, в котором поднимается и вопрос о месте захоронения С.Датова. Практически во всех этих работах упоминается территория Хивинского ханства. Положительное значение данных работ заключается в том, что   в научный оборот был вовлечен  широкий круг новых источников. Среди которых особое место занимают воспоминания  старожилов, родственников и прямых потомков, сохранивших память  о далеком прошлом и о своем выдающемся предке.
По приезду в Каракалпакию мы попали  в совершенно другой мир, мир, где многие помнят батыра Срыма, а его прямые потомки хранят память о нем и оказали нашей экспедиции неоценимую помощь.
Поэтому нами рассматривались все известные документы и материалы по данному вопросу. Анализ архивных, исторических, научных материалов, а также воспоминаний и устных сведений, в том числе потомков Срыма Датова,  мы положили в основу работы экспедиции.
Рассмотрев варианты, мы остановились на двух наиболее достоверных версиях.  
Первая версия, что захоронение  Срыма Датова находится в Каракалпакии и известно под именем «Гыжик –батыр». Она   была выдвинута У. Оралбаевым из Мангистау, который писал, что Срым Датов захоронен в местечке Бестобе, в 60 километрах от г.Нукуса, на территории совхоза «Кыпчак» (бывшего), между поселками Кыпчак и Кожакель на участке некрополя «Гежек –баба». В частности он пишет, что информация была получена от 85-летнего  местного жителя Калмахана.
Для рассмотрения данной версии мы выехали непосредственно в указываемый район. В пути нас сопровождали местные жители и ученые из Каракалпакского филиала Института истории,  этнологии и археологии  АН Республики Узбекистан.В ходе поисков нами был обнаружен некрополь, состоящий из 3 захоронений,   недалеко от поселка Кыпчак.
Опрос жителей из указанных У.Оралбаевым поселков, проведенный членами экспедиции с записью на видео – и аудио технику, не подтвердил опубликованные им сведения. Никто из старожилов не слышал о Срыме Датове и не связывал его имя с данной местностью.
Непосредственно некрополь «Гыжик – батыр»  состоит из трех мазаров, сделанных из самана. Над предполагаемой могилой Срыма Датова мы зафиксировали большое и высокое сооружение квадратной формы размером сторон 7 на 7 метров и высотой 3,5 – 4 метра. Вход внутрь представляет открытый  проем в форме двери, устроеннй на южной стене, в центре два небольших холмика, обложенные вокруг камнями. В южной стене по обеим сторонам от дверного проема в стенах выбиты углубления высотой более 1 метра и шириной 40 см. наверху заостренные по форме куполов мечети. Это - «кобла», символизирующие направление на Мекку.
В четырех углах и в середине трех стен сооружения установлены в качестве контрфорсов высокие и массивные гулдаста. Они также украшают вход в сооружение. Объект был построен  из пахсовых блоков в четыре ряда общей высотой 3,5 метра и когда-то  имел плоское перекрытие.В середине – 2 могилы с земляными насыпями и обломками каменных плит.  По-мнению Хожаниязова Г. сооружение первоначально служило в качестве мечети, о чем свидетельствуют «михрабобразные» ниши с двух сторон от прохода. Могилы появились позже, поэтому первоначальные функции как мечети данного сооружения были потеряны.
По своему внешнему виду объект напоминает культовые сооружения каракалпаков Южного Приаралья ХУ111-Х1Х веков. Аналогичные сооружения ( мечети, погребальные ограды, саганы и др.) встречаются во многих пунктах Приаралья – от Жанадарьи и Кувандарьи до Мангыта.
Таким образом, по мнению специалистов захоронение «Гыжик – батыр», исходя из анализа особенностей конструкции и характеристике строительных приемов, а также по первоначальной функции как мечети, не может рассматриваться как место захоронения казахского батыра Срыма Датова.
Вторая версия, что захоронение Срыма Датова находится в 50-60 км. от города Ургенч в Хорезмской области, в местности под общим историческим названием «Майлышенгел», и известно под именем «Гайып – ата» или «Гайып – бобо», а также «Гойиптан келген». ( две версии перевода – 1.«пришедший из ниоткуда»; 2. «ускользающий, становящийся невидимым»). 
Данная версия стала нами рассматриваться  после анализа и изучения имеющехся  сведений, указанных в ряде газетных публикаций, а также в научной литературе. В частности, в 2002 году в газете «Орал Онири» была опубликована статья И.Ермекбаева о захоронении  Срыма в Хивинском ханстве, известна поездка бывшего посла РК в Узбекистане Н.Искалиева, который говорил о посещении им захоронения недалеко от Ургенча, у поселка Гурлен, а также ряд других косвенных источников,  указывающих на  данное место.
Однако нами за основу был принят другой источник. В 1998 году в г. Нукусе вышла книга местного ученого, кандидата наук К.Темирханова «Сырым батыр». В ней он прямо приводит существующее предание о том, что Срым Датов был отравлен на пути из Хивы. После его смерти сподвижники, бывшие рядом,  доставили тело до ближайшего поселка и захоронили по согласованию с местным имамом  на самом высоком месте, не затапливаемом водами Аму-Дарьи. « Гайыптан тайып келген адам гой мына бийктеу жерге жерлендер» - деп су алмайтын орынга койгызыпты. С этого времени и закрепилось название захоронения « Гайыптан тайып келген адам еди», которое со временем трансформировалось в  «Гайып – ата». Изначально данное поселение было полностью населено узбеками. Как пишет, К.Темирханов первоначально могила  посещалась достаточно активно, но со временем  приток казахов на поклон к праху великого батыра резко убавился.  Автор приводит ряд примеров песещения данного места потомками Срыма Датова.
Самое раннее ему известное посещение было в 1984 году, а последнее в 1992 году. При этом автор ссылается на следующих очевидцев, из числа местных казахов из рода байбакты, посещавших с ним могилу: Дауымшыр Ожыраев – генеральный прокурор Каракалпакской АССР в 80-90-е годы, Сапарбай Нурхожаев – хаким Ходжелинского района Каракалпакии в 1992 – 2002 годах. Кроме них, ученый указывает на приехавшего из Западно-Казахстанской области Ихсангали, который прямо заявлял о нахождении могилы Срыма Датова в Гурлене, ссылаясь на  мнение своих предков.
К. Темирханов дает и описание могилы Срыма Датова со слов 81-летнего Ережепа Ерназарова, который ссылался на своих родителей. В 1992 году, по его рассказу, захоронение представляло собой мазар, густо обросший вокруг деревьями,  длиной  8 метров, шириной – 5 метров, высотой  - 2 метра. Мазар был построен из глины, с крытой крышей, состоял из двух комнат: в первой – собственно прах Срыма Датова, вторая комната – зиратхана, где приезжие люди молились, а иногда и ночевали. 
Сам К. Темирханов ссылается  на своего отца, Серикбая, который указывает, что посещал могилу в 1949 году 
Таким образом, наибольший интерес из двух версий у членов экспедиции вызвала версия о захоронении Срыма Датова , известном под именем «Гайып – ата».
Поиски данного места были  нами проведены  с помощью узбекских ученых, а также с привлечением местных жителей, в том числе потомков Срыма Датова. В результате нами было посещено кладбище, официально носящее имя «Гайып-ата», что и было написано на воротах при въезде. В центре кладбища на самом высоком месте, куда нам указал Кудретов Исагали, житель села Таза-База Ходжейлинского района, стоял мавзолей, построенный из кирпича с двумя сводами. 
Как нам рассказали религионые служители некрополя имам Аллаяр Халлиев и настоятель Давлетов Пулат мавзолей был построен в 2004 году на месте почти разрушившегося строения на средства местной администрации и силами самого населения, по его выражению - « дехкан халыкы». Никаких надписей или памятных камней с указанием имени того, кто здесь лежит они не видели. Известно только, что это был человек, пришедший из Казахстана, и похороненный на месте своей смерти. Первоначально сюда часто приезжали казахи на поклон  и постепенно среди местного населения сложился культ почитания, но со временем посещения могилы казахами стали единичными. В памяти местного населения закрепилось  только имя «Гаыйп-ата», а конкретного имени похороненного современники уже не знают. Также по словам имама А.Халлиева в последние годы сюда приезжали из Казахстана отдельные люди, но они не представлялись и не оставляли никаких сведений.
В результате осмотра места, анализа в целом всего кладбища и опроса местного населения, нами было установлено следующее.
Захоронения на данном месте существуют более 2 веков. Самым древним считается могила «Гайып –бобо», или «Гайып-ата», которое положило начало всему некрополю. Всего на этом месте до постойки современного здания было четыре мавзолея, которые были сделаны из глинобитных стен «пахса» с комбинацией из сырцовых кирпичей с использованием перекрытий из дерева. Как правило, данные постройки недолговечны, в течении 40-50 лет они практически разваливаются, поэтому со временем разрушались и их последовательно заменяли новыми постройками. Последнее обновление произошло в 2004 году, когда и был построен существующий ныне мавзолей. Рядом есть несколько старых захоронений, близких по типу предыдущим мавзолеям, которые дают представление о прошлых застройках. Всего некрополь насчитывает более 500 культовых построек, большая часть из которых являются хорезмско –узбекскими захоронениями  Х1Х – ХХ веков. Есть и современные  построения. Захоронения классифицируются как «сахона». ( Снесарев Г.П. и Поляков С.П.). Надгробные могилы сооружены  из сырцового и жженого кирпичей. Местами наблюдаются комбинированные из сырца и «пахсы» сооружения. Общая площадь некрополя 1,5 га.
Место захоронения Срыма Датова заметно отличается от всех окружающих его построек. По своей функциональной характеристике оно напоминает предыдущий мавзолей, который существовал на этом месте и был описан К. Темирхановым.
Мавзолей занимает ценральное место. Кумбез построен из местного жженого кирпича и состоит из двух помещений, углы соориентированы по сторонам света. Фасад оформлен изразцово-фигурными кирпичами. Дверь сводчатой формы  типа «пештак» изготовлен из тутовника с богатой вырезанной орнаментикой хорезмского  стиля. Есть надпись цифрами – «2004» и на арабской графике.   Свод выведен из кирпича, внешние и внуренние стороны оштукатурены. Пол  помещения залит цементно- щебнистой стяжкой. По периметру внешних стен для опоры и благоустройства выступы фундеаента залиты такой же стяжкой. Внутренний интерьер оштукатурен известково-песочным раствором. Первое помещение имеет размер 4,30 м. на 1,70 м. и служит комнатой для паломников. Во втором помещении размером 3,20 м. на 4,40 м. располагается захоронение типа «склеп» длиной 3,20 м. и шириной 1,45 м. Верхняя часть склепа -  сводчатой формы со скатом. Склеп покрыт паломниками белым и разноцветным материалом.

Данный мавзолей находится на территории Республики Узбекистан у поселка Навои  Гурленского района Хорезмской области. Точные координаты – в 9 км. от районного центра Гурлен в местности Майлышенгел. Географическая привязка  некрополя  по системе  глобального стационарного позиционирования  GPS:    N 41° 53' 933"     E 060° 13' 092".


Члены экспедиции, изучив данное захоронение, а также исходя из всей имеющейся информации пришли к следующему заключению:
1.    - По совокупности признаков и сведений данное место захоронения является местом последнего успокоения Срыма Датова.;
2.    -  Построенный мавзолей повторяет в основных своих чертах и признаках  существовавшие до этого мавзолеи, что позволяет говорить о преемственности и тождественности стилю, наиболее распространеному в казахских захоронениях с учетом мусульманских традиций ;
3.    – Нельзя игнорировать стойкое мнение большей части казахов – местных жителей Узбекистана, прямо заявляющих о том, что именно  в Гурлене  находится захоронение Срыма Датова. Это мнение подкрепляется именами  казахов, имеющих авторитет и возможность открыто делать такие заявления. Это -  Дауымшыр Ожыраев – генеральный прокурор Каракалпакской АССР в 80-90-е годы, Сапарбай Нурхожаев – хаким Ходжелинского района Каракалпакии в 1992 – 2002 годах, Исагали Кудретов – аксакал из села Таза база Ходжейлинского района,  Жусупкали Даулетов – бывший директор совхоза «Аму-Дарья» Ходжейлинского района, Исатай Даулетов – замминистра ирригации Каракалпакской АССР в 1970 -2002 годах, Серикбай Темирханов – бывший бригадир совхоза «Аму – Дарья», его брат Кайрат Темирханов – ученый, автор специальной монографии о Срыме Датове. Все они казахи из рода байбакты, местные уроженцы, предки  которых  исконно проживали здесь на этой земле. Поэтому сведения передавались непосредственно из уст в уста. В условиях замкнутости казахской диаспоры, ее сравнительной немногочисленности этот источник информации обладает высокой степенью достоверности.  Репрезентативность определяется высоким уровнем совпадения мнений людей подчас не связанных друг с другом.
4.    – Версия о месте захоронения Срыма Датова в некрополе «Гыжик- батыр» не является достоверным, так как по мнению специалистов-этноархеологов данное построение характерно для культовых сооружений каракалпаков Южного Приаралья ХУ111-Х1Х веков.           
Предложения:
1.    Установить на месте захоронения Срыма Датова кулпытас в казахском стиле с соответствующей надписью – пояснением.
2.    По мере возможности провести работы по благоустройству подъезда к могиле Срыма Датова .
3.    Поручить Западно-Казахстанскому центру истории и архелогии провести научно-практическую конференцию с приглашением ведущих ученых не только Казахстана и России, но и Узбекистана.
4.    Поручить Западно-Казахстанскому центру истории и архелогии подготовить и опубликовать антологию научных исследований по Срыму Датову.
5.    Привезенную капсулу с землей с места захоронения торжественно  предать земле в Сырымском районе.

Руководитель экспедиции,
Директор Западно-Казахстанского центра истории и археологии доктор исторических наук, профессор Сдыков М. Н.