Кіру

Жеке бөлмеге кіру

Пайдаланушы аты *
Құпия сөз *
мені есте сақтау

  8(7112)  51-52-26

   8(7112)  51-52-26

Древняя строительная архитектура царских курганов

Курганный комплекс «Кырык-Оба» состоит из несколько десятков больших земляных курганов, вытянувшихся широкой полосой на десятки километров. Особняком стоят 3 главных, так называемых «царских» кургана, выделяющиеся своими гигантскими размерами. Насыпи диаметром от 80 до 150 м, высотой от 8 до 20 м на вершине имеют глубокие воронки – следы древних ограблений. На насыпи наиболее крупного кургана (курган №1) на отдельных его участках заметны следы каменного «панциря», который ранее покрывал поверхность погребального сооружения (Демкин, 2003).
Главный курган, самый северный из данной группы - это одна из самых высоких точек местности. С вершины кургана на несколько десятков километров открывается панорамный обзор. В частности, практически полностью просматривается долина реки Кырык-Оба, являющаяся притоком р.Урал, за которой видны техногенные сооружения Аксайского газоперерабатывающего комплекса. В юго-западном направлении хорошо просматривается высотное здание зернохранилища – последний атрибут современной цивилизации в долине упокоения «царей». Практически мало затронутая антропогенной деятельностью территория древнего могильника в его естественном природном ландшафте, вместе с флорой и фауной, представляет собой перспективный участок для создания здесь природного, историко-культурного заповедника. При непосредственном посещении курганных сооружений они поражают своей грандиозностью и масштабами архитектурных форм древней культуры, оставляя неизгладимое впечатление на психику людей. Курганный комплекс «Кырык-Оба», с одной стороны, имеет ярко выраженное региональное значение, а с другой стороны, его исторический феномен несет в себе глобальные характеристики (Сдыков, Демкин, Бисембаев, Гуцалов, 2007).
В ходе плановых полевых экспедиций проведённых в апреле, июле и октябре 2008 г. с использованием естественно-научных технологий были обследованы территории, непосредственно прилегающие к курганам №1, №2, №3 царского могильника «Кырык-Оба». Ниже приводится краткая характеристика комплекса работ и результаты исследований.
Опираясь на проведённые в разные годы исследования (с 2002 по 2008 гг.) можно дать общую характеристику курганной группе, особенно в контексте подхода в решении вопросов генезиса древней культуры. Показательно местоположение курганной группы в регионе, топография, архитектура комплекса. Считается, что территориально и по внешнему облику курганному могильнику «Кырык-Оба» ближе всего комплекс Филипповского могильника, исследованного во второй половине 80-х гг. XX в. А.Х. Пшеничнюком, а впоследствии и другими археологами. Вместе с тем есть и отличительные признаки, связанные с наличием дополнительных парных сооружений, так называемых «батонов», хронология которых (как впрочем, и кургана) без археологических раскопок достаточно затруднена.
Территория могильного комплекса «Кырык-Оба» входит в подзону умеренно сухой степи и в основном сложена тяжелосуглинистыми и среднесуглинистыми отложениями с развитыми на них темно-каштановыми нормальными почвами (Котин, 1967). Геоморфологический ландшафт представлен ассиметричностью форм рельефа, выражающаяся в том, что северные склоны водоразделов более пологие, чем южные. Формирующиеся почвы на северных склонах менее эродированы. Вместе с тем равнинная зона в районе могильного комплекса «Кырык-Оба» достаточно протяжённая, практически не имеет резких перепадов высот, и лишь небольшие нераспаханные участки характеризуются микрорельефными понижениями и повышениями.
Геоморфологические особенности описываемых могильных сооружений видны на расстоянии многих километров (рис. 1). Бросающая «каплеобразность» формы всех трёх курганов в северо-западном направлении, как показали проведённые исследования, не связана с атмосферной эрозией или гидрогеологическими особенностями слагающего покрова насыпей, а связана с антропогенной деятельностью древних строителей при возведении могильного сооружения (рис. 2). Курганы достаточно часто имеют ассиметричную в профиле форму. При этом как наружное, так и внутреннее устройство курганов весьма разнообразно. Вместе с тем большинство курганов изначально были сложными архитектурными сооружениями. Стоит отметить, что в своём первоначальном значении тюркское слово «курган» означало крепость, прочное строение. Очевидно, отсюда и часто наблюдаемая сложность, слоистость курганных сооружений с использованием различных инженерных решений, культовых и прочих древних строительных особенностей. По образному замечанию учёных-почвоведов: масштабы деятельности древних строителей можно сравнивать с процессами структурированного геологического осадконакопления (Демкин, 1997; Марфенина, 2003).

Рис. 1. Форма курганов №3 (А), №2 (В), №1 (С). Вид с юго-запада

Возведение курганов и других грунтовых сооружений, ставших характерным элементом степного ландшафта, надолго фиксировало древнее состояние современных почв. Очевидно, что и форма насыпи кургана диктовалось не только на основании каких-то культовых предпочтений древних племён, его функционального назначения, но и условиями инженерной целесообразности, особенностями рельефа, геологии почв, розы ветров и многими другими причинами и особенностями.

Рис. 2. Курган №1 (А, В). Вид с юго-востока. Профиль каменной кладки - С.
1, 2 - глубина задернованного каменного «панциря»

Для строительства курганов, как правило, применялся почвенно-грунтовый материал взятый из кольцевого ровика вокруг памятника. Так насыпи курганов «Кырык-Оба» сложены в основном из древнего гумусового слоя (Демкин, 2003). Учесть точные площади, с которых снимался гумусовый горизонт для строительства насыпей, благодаря космическим мультиспектральным данным дистанционного зондирования (ДДЗ), сегодня представляется возможным (рис. 3). Принимая, что в древних палеопочвах средняя мощность гумусового горизонта составляла около 30 см, и имея данные об объёме грунта расплывшейся к современности насыпи, можно рассчитать примерную площадь древнего нарушения вокруг кургана. Интересно отметить, что площади с которых снимался гумусовый горизонт для строительства насыпей, в основном располагались к югу, юго-востоку от курганов.
Масштабы современного антропогенного воздействия на территориях прилегающих к памятнику невелики, в основном связаны с аграрно-земледельческой деятельностью середины 50-х гг. XX в. Существенно от распашки степи пострадала лишь территория вокруг кургана №3, самого южного в описываемой группе и частично кургана №2. Кольцевой ровик у первого полностью запахан, а у второго – наблюдается фрагментарно. Вместе с тем на территории вокруг кургана №1 удаленной от населенных центров, где в перспективе предполагается создать природный, историко-культурный заповедник, современное антропогенное воздействие является минимальным. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении дальнейших обследований кургана №1, особенно при организации подъезда и стоянки автотранспорта, выбора лагеря, сбора мусора и др.

Рис. 3. Границы подрезки гумусового горизонта для строительства насыпей.
А – курган №3, В - курган №2, С - курган №1, 1 - граница подрезки, 2 - курган, 3 – «батон»

Самый большой курган №1 располагается в северо-восточной части могильной группы «Кырык-Оба» разделенной на две части защитной лесополосой. Линейные размеры кургана по овальному в плане основанию (на уровне древнего горизонта) достигают 150 м, с ориентировкой большой полуоси в сторону северо-запада. Диаметр по внешнему кольцеобразному ровику – 208 м. Ров глубиной от 1,4 м до 2,2 м. Высота насыпи кургана относительно современного горизонта достигает 18,6 м или 20,2 м от видимого основания ровика. На вершине насыпи находится воронка, смещённая центром к северному склону кургана, диаметром 32,2 м по условной линии запад-восток и 27,4 м по линии север-юг, со средней глубиной 6,2 м (рис. 4). Центральная часть сильно деформирована из-за неоднократных ограблений. Ограбления совершалось вертикальным колодцем на вершине кургана. Насыпь не имеет четкой структуры, но изучение её профиля показало, что на уровне 6 м от горизонта она многослойна (3-4 слоя). Поверхность кургана с запада, севера, юга и частично с востока была обложена каменным плитняком (песчаником светло-серого цвета) размерами 25-35 см и толщиной 3-4 см, не образовывавшими сплошной кладки. Сейчас это каменное покрытие полностью задернованное можно обнаружить на склонах кургана на глубинах 20-30 см.

Рис. 4. Геометрические промеры внешних и внутренних частей кургана №1

Южный склон кургана сильно уплотнен и деформирован, очевидно не только в результате современной антропогенной деятельности, но и в результате «утаптывания» в более древнюю историческую эпоху, во времена сооружения могильного комплекса. По всей вероятности, именно здесь, с юга находился всход на верхнюю часть кургана связанный с волоком грунта для подсыпки склонов. Общая ширина этой плоской «протоптанной» дорожки достигает 20 м.
Достаточно интересными являются дополнительные с курганом сооружения, так называемые «батоны». У курганов №1 и №2 имеется парное число «батонов» располагающиеся (по «правую руку») к юго-востоку от кургана. В паре с курганами №1 и №2 они образуют зеркальную симметрию. Причём, один из «батонов» всегда меньше другого. «Батоны» располагаются параллельно к друг другу в направлении магнитного меридиана. Магнитный меридиан в большинстве случаев не совпадает с истинным (географическим) и образует угол, называемый магнитным склонением для этого места. Для района «Кырык-Оба» угол склонения «батонов» составляет около 90. Полученные по участку малого «батона» результаты магнитометрии комплексной экспедицией проведённой в 2003 г. с помощью квантового магнитометра ММП-203 свидетельствовали о сложной конфигурации и напряженности магнитного поля в общей электромагнитной обстановке (Дёмкин, 2003). Вместе с тем сооружение насыпей «батонов» также сопровождался снятием гумусового горизонта. Поэтому в непосредственной близости от «батонов» можно наблюдать аналогичный курганному ровик. Изучение местности, мест перекрытий почвенного покрова с помощью ДДЗ позволяет утверждать, что ровик «батонов», более овальный в плане, был создан позже основного курганного.
В отношении наличия «батонов» у кургана №3, утверждать однозначно пока преждевременно. Визуальные разведки не подтвердили, но и не опровергли существование такового у кургана №3. Такая же ситуация связана и с существованием предполагаемых парных «батонов» и кургана №4, которые визуально обнаруживаются на ранних космических снимках (1976-1991 гг.), но реально не идентифицированы.
Общая площадь древних антропогенных нарушений фиксируемых сегодня в районе комплекса «Кырык-Оба» (курганы №1-3) составляет 21,9 га. Нарушения представлены не только курганными насыпями, ровиком, парными «батонами», но и срезанной почвой. Площадь курганных насыпей составляет около 4,95 га.
Для расчёта объема перемещенного грунта курганных насыпей обычно пользуются стандартными формулами объема шарового сегмента:

где а – радиус насыпи, h – высота насыпи (Бронштейн, Семендяев, 1981).

Однако приведённая формула достаточно приблизительно отражает состояние геометрии кургана, которое не учитывает объёмные формы наслоений, промоин, выбросов, деформации и пр. Более правильное отражение ситуации выражает классическая формула объёма любого тела в виде:

где H – высота, S(h) – площадь сечения, проведённого параллельно основанию тела
на высоте h от основания, Ut – коэффициент скважности грунта.

Вместе с тем просчёт формы кургана, объёма выбросов, его дополнительных конструктивных элементов - ровиков, «усов», «батонов» и пр., составляет предмет отдельного исследования, которое может быть эффективно выполнено с помощью компьютерной техники и специального программного обеспечения. В основе таких исследований лежат фотограмметрические данные, полученные путём фотофиксации исследуемого объекта с помощью съёмочного оборудования (Лобанов, 1984). Ключевой особенностью фотограмметрических исследований является реализация стереорежима, позволяющего восстанавливать пространственную информацию о местности из стереопар (локальных, аэрофото, космических снимков). Стереофотосъёмка позволяет наблюдать объект объёмно и с высокой точностью определять пространственные соотношения между исследуемыми объектами, природной средой, восстанавливать пространственные формы его элементов. При этом методика проведения стереофотосъёмки мало чем отличается от традиционных способов полевой фотографии и, по сути, производится фотографическое дублирование объекта съёмки с разных углов. Полученные таким образом фотографии образовывают стереопары, по которым измеряется параллакс, исходя из которого можно вычислить относительную высоту любого запечатлённого объекта по формуле:

где f – фокусное расстояние линзы, b – расстояние между камерами (база или базис
съёмки), p – параллакс, L – расстояние от камер до объекта съёмки.

По приведённой формуле осуществляется простейшие фотограмметрические вычисления для любой сложной формы или объёма. При получении стереофотографических снимков возможно любое изменение масштаба без потери качества изображения, измерение любого выделенного объекта, восстановление пространственной сцены съёмки (рис. 5).

Рис. 5. Стереофотограмметрический анализ левой (А) и правой (В) части стереофотоснимка (соответствие линий-гомологов фотоснимков А1 и В1)

В то же время благодаря применению мультиспектральных средств, особенно при малоглубинной стереосъёмке, открываются возможности не только фиксации, оценки состояния (мониторинга) памятников неразрушающими дистанционными методами, но и появляется возможность выявлять и идентифицировать внутренние невидимые структуры и материальные остатки археологических памятников (Сингатулин, Плотников, Рамзаев, 2001). На сегодняшний день существуют десятки доступных компьютерных программ для обработки стереофотоснимков, анализа данных методами фотограмметрии с помощью персонального компьютера (например, IMAGINE OrthoBASE, ERDAS IMAGINE, ERDAS Stereo Analyst и др.).
Стереофотосъёмка курганного комплекса «Кырык-Оба» в весенне-осенний период 2008 г. осуществлялась неметрическими цифровыми камерами SONY Cyber-shot DSC-F828 и Canon EOS 5D с использованием механизма параллельного смещения. База стереофотосъёмки менялась в зависимости от задач исследований и размеров объектов (в среднем от 56 мм до 108 мм). В общей сложности было получено 1248 пар изображений в форматах RAW, TIFF и JPEG, которые в дальнейшем использовались для просчёта сцен съёмки с помощью программного обеспечения ERDAS Stereo Analyst и PHOTOMOD. Данные программы создают исходные трёхмерные модели путём преобразования двухмерной информации, содержащейся в фотографиях (стереопарах), в точно рассчитанные трёхмерные точки, линии и плоскости. Созданная трёхмерная модель в дальнейшем экспортируется в формате DXF в трёхмерные графические редакторы AutoCAD 3D Studio, 3D max Studio и после соответствующей обработки в любую доступную ГИС-программу или специализированную базу данных. Просчёт отдельных конструктивных элементов, формы, подсчёт вывала земли и некоторые другие задачи позволяют подробно воссоздать конструкцию древних строений (рис. 6).

Рис.6. Реконструкция внешнего вида кургана №1.
А – современное состояние (высота – 18,6 м), В – реконструкция кургана (высота – 22 м)

Накопленный сегодня экспериментальный материал с использованием новых информационных технологий, круг и полнота решаемых вопросов, уровень теоретического обобщения данных дают возможность не только достоверно воссоздать курганные комплексы, но и реконструировать все сопутствующие этому времени исторические события.
Создание в степной зоне природного, историко-культурного заповедника предоставляет необычайно широкие возможности для реализации просветительских и образовательных программ в области древней истории региона, происхождения современных народов Урала. Вместе с тем, при дальнейших исследованиях курганных комплексов и их территорий, необходимы согласованные действия специалистов, находящиеся на стыке наук и современных научных комплексных методов. Правильный подбор новых археологических технологий и их комплексное применение поможет наиболее эффективно решить задачу по изучению курганных комплексов и их территорий.
Для детального комплексного изучения курганной группы «Кырык-Оба» необходимо осуществить дополнительный комплекс измерительных и аналитических работ, среди которых в качестве первоочередных можно отметить:

• Охрана курганов и окружающего ландшафта с помощью информационных и телекоммуникационных систем.
• Привлечение дополнительных архивных и современных материалов ДДЗ - аэро- и космических снимков, радарных измерений, мультиспектральных фотосъёмок с высоким разрешением (до 0,2 м) для получения целостной картины геоморфологических характеристик размещения курганных комплексов по исследуемому региону.
• Проведение локальных мультиспектральных стереофотограмметрических съёмок для выявления внутренней структуры курганной насыпи, дешифровки структуры малого и большого «батонов», топографических и ландшафтных особенностей местности, геолого-структурных особенностей древних антропогенных воздействий.
• Создание базовой инфраструктуры историко-культурной территории.

При рассмотрении дальнейших научных исследований, необходимо произвести дополнительные мероприятия, учитывающих характер прошедших полевых работ и современных научных методов, средства изучения природных и антропогенных исторических объектов.

Жайық қалашығы – ортағасырлық Орал

Ортағасылық Жайық қалашығы Орал қаласынан оңтүстік шығысында 12 км жерде орналасқан. Зерттеу жұмыстары Батыс Қазақстан тарих және археология орталығы мамандары тарапынан жүргізілуде. Археологиялық қазба жұмыстары нәтижесінде қалашық аймағында бірнеші тұрғын, қоғамдық және шаруашылық нысандары болғандығы анықталды. Қазіргі таңда бізге белгілілері - кірпіш және әктас күйдіретін пештер, қала моншасы, тұрғын үй-жайы және қалашық бейітіндегі кесенелер.
Кірпіш кйдіретін пеш қалдығының орны көлемі 10х10м. шұңқырда орналасқан. Қазба жұмыстарынан соң, тік бұрыш пішінді кірпіш күйдіргіп жағу камерасының қалдығы сақталғаны белгілі болды. Пештің сақталған көлемдері: ұзындығы 476 см, ені 360 см, биіктігі 120-150 см. Қабырғалары кірпіштен тұрғызылған. Кірпіштердің көлемдері: 30х25х6; 30х30х6 см.

Кірпіш күйдіретін пеш. Жайық қалашығы

Осындай кірпіш күйдіретін қондырғылар Еділ маңы және Жайық өңіріндегі Алтын Орда дәуіріне тиісті қалаларына Орта Азиядан келгендігін ғылымдар тұжырымдайды. Бұндай нысандар - кірпіштерді, жылтыр тақташаларды, үлкен ыдыстарды (хумдар) күйдіріп жасауға арналған. Бұндай пеш Жайық қалашығынан саны жағынан табылған екінші нысан. Дәл осындай ескерткіш 2002 жылғы қазба жұмыстары кезінде табылып зерттелді.

Кірпіш күйдіретін пештің аркалары. Жайық қалашығы

Жалпы халық тұтынатын құрлыстың бірі - сол заманда «хаммам» деп аталатын, шығыс моншасы болған, ол қаланың ортасында орналасқан. Монша қалдығы қазіргі таңдағы жер деңгейінен 150-170 см тереңдікте жайласқан. Орлардың жан-жағынан 10-15 см қалыңдықтағы қара күйе қабаты анықталды. Үстіңгі қабаттың жоғарынан, күйдірілген кірпіштермен тіктелген құрылыс элементттері табылды. Бұл құрылғылар моншаның сыртқы қабырғасы, сонымен бірге ішкі құрылысының бөлшектері болған.
Ең қызықтысы бұл жерде ақаба ағынды сулар бір жерге жиналатын жүйесі болған. Ағын сулар қыш құбырлардың көмегімен орталық бір орға жиналған. Қазба жұмыстары кезінде осындай құбырлар көптеп табылды. Моншаның жалпы көлемі 110-120 шаршы метр аумақты қамтиды. Орталық зал - сегіз бұрышты, оған шығыс және батыс бағыттан шағын шомылу бөлмелері жапсарыла салынған. Монша жер асты жағу жүйесімен жылытылған. Қызу өткізетін жүйелер еден астынан барлық ішкі бөлмелерге таратылады. Құрлыстың төменгі бөлігі жер астына қарай 140 см тереңдікте орналасқан.

Ақаба ағынды суларға арналған құбыр. Жайық қалашығы

Шомылу бөлмелеріне су қыш құбырлармен жеткізілген. Қазба жұмыстары кезінде қыштан жасалған шылапшын-ләгендер де табылды. Шомылу бөлмелерінің құбырларының шығу көзінде шағын тас ыдыстар қойылған.

Моншаның жылыту жүйесінің қалдығы. Жайық қалашығы

Монша - орғасырлық мұсылман қалаларында, мешіттен кейінгі, басты халық пайдаланатын орын болған, сондықтан да бұл орындарды безендіру барысында өз кезеңіндегі озық архитектуралық үлгілерді қолданған. Зерттеу кезінде ғимараттың сырттарын безендірген жылтыратылған тақшалалар сынықтары көптеп табылды.
Кірпіш күйдіретін пештен батыс бағытта 50 метр-дей жерде әк-тас күйдіретін пештің қалдығы табылды. Ортағасырларда құрылыс жұмыстары кезінде негізгі материалдарды бір бірімен байланыстратын әк болып келді. Оларды күйдіріп алу үшін арнаулы пештер жасаған. Жайық пеші цилиндр пішінді болып, 250 см-лік тереңдегі шұңқырға кірпіштерден тіктелген.

Әктас күйдіретін пеш. Жайық қалашығы

Қазіргі таңда 13 қатар кірпіш сақталған. Кірпіштердің көлемі: 30х30х6 см, ал қабырғасының қалыңдығы 32 см. Қабырғаның ішкі жағы жоғарғы температура ыстығынан қожданып кеткен. Пештің ішкі диаметрі 220- 230 см. Төменгі бөлімінде, оңтүстік жағында жоғарысы арка пішіндес кіру орны болып, ол 90 см жанжағына кеңейген. Ол одан сәл төменде ауа шығатын кішкене тесікшесі орналасқан. Тесікшенің көлемі 20х15 см. Пештің түбі саз балшықпен сылақталған және 5 см тереңге дейін күйген. Түбінен 70-80 см биіктікте кемер-кертпеш салынған бұл элементтің сыртқы жағы әктастан ағарып кеткен. Сондай-ақ, осы жерде күл және әктастың қалдықтары шоғырланған. Пештің сыртының оңтүстік бөлімінде тереңдігі 130 см шұңқыр тазаланды. Шұңқырдың ішінде ірі-ірі әктастың сынықтары тасталған. Бұл шұңқыр өртеуге тайындалған әктастарды жинап қоюға арналған орын.

Әктас күйдіретін пештің кіру орны. Жайық қалашығы

«Кіші тұрғын-жай» мекенінің орнында қазба жұмыстарынан соң, оның қызметі және тіктеу әдістері, сондай-ақ, қандай құрылыс материалдарды пайдаланғандығы туралы көптеген мәліметтер алынды. Үй-жайдың тұрғындарға арналған бөлігі өз алдына бөлек құрылыс түрінде, жобасына қарай 2 бірдей бөлмеден тұрады, бөлмелер бір-бірінен күрделі қабырғалармен бөлінген (қабырға қалыңдығы 0,8 м). Мекен-жайдың кіріп-шығу есігі солтүстік қабырғада орналасқан. Орталық қабырғаны бойлай орналасқан есіктер арқылы тұрғын бөлмелерге өтуге болады. Бөлмелер арнаулы жүйелермен жылытылған. Тұрғын бөлмелердің айналасында қосымша шағын бөлмелер орналасқан, олар заттар қоятын бөлмелер, қоймалар болғаны айқын. Мекен-жайдың ауқымды ауласы және аула ішінде шаруашылыққа арналған жайлар орналасқан.
Қалашықтан 1,5 км ара қашықтықта солтүстік-батыс бағытта қалашықтың орталық бейіті орналасқан. Бейітте ерте темір ғасырына тән обалар мен ортағасырларға тиісті кесенелер орналасқан. Олардың ішінде анағұрлым танымалы екі кесене. Біріншісі - екі камералы немесе «кіші кесене» деп аталған, бұл ескерткіш жоғарғы тап өкіліне тиісті болуы мүмкін. Құрылыс және қаптау материалдары жергілікті жерде өндірілген, олар жоғарыда айтылған құрылыс материалдарын күйдіретін пештерде жасалғаны анық.
Кесененің архитектуралық әдісі ХІІІ-ХІV ғасырлардағы барлық Алтын Орда дәуіріне тиісті осындай құрылыстарына тән болып, жоспарда төрт бұрыш пішінде тіктеліп, 30х25х6; 24х24х5 см өлшемді кірпіштерден қаланған. Қазба жұмыстары кезінде құйылған өсімдік тектес оюлармен айшықталған қаптама тақтайлар көптеп табылды, бұндай жәдігерлер Алтын Орда қалаларының құрылыс ғимараттарында кездеседі.
Құрылыс орындарының қабырғалары мен едендері бір кездері түбегейлі бұзылып, талқандалған. Кесене жоспарда тікбұрышты пішіндес болып, көлемі 9х12 м, екі күмбезбен көмкерілген. Сыртқы қабырғаларының қалыңдығы 175 см.
Бейітттегі зерттелген екінші нысана «Үлкен кесене». Кесене екі камералы болып келіп, мөлшері - 12,85х19,5 м. Кесене үстінде, көлемдері әртүрлі пішіндегі күмбез болғанға болжамдалады, олар өзіндік табандар мен өтпелі қондырғыларға орнатылған болуы мүмкін. Күмбездердің сыртқы бөлігі көк жылтыр қаптамалармен көмкерілген.
Ескерткіштің алдыңғы беті (фасады) орталық монументальды портал түрінде дайындалған. Кесененің ішкі бөлігі алтын жалатылған көк түсті қаптамамен, полихромды жазбамен безендірілген. Бірінші бөлменің көлемі 4,4х4,4 м. Бұл бөлмені зияратшылар Құран сүрелері оқуға немесе басқа да діни шаралар үшін пайдаланған болуы керек. Ал негізгі бөлмеде 11 жерлеу орны анықталды.
Кесене туыстық немесе қандайда бір діни ғұлама жерленіп, кейін ала, оның қасына мурид-оқушылары жерленген болуы мүмкін, себебі бір жерлеу орны негізгі болып, ал қалғандары соңынан қойылған.
Енді, осы археологиялық зерттеу жұмыстары жүргізіліп жатырған қала туралы тарихи жазба деректер бар ма? Бұл үшін алдымен XIV-XV ғғ. тиісті картографиялық материалдарды қарағанымыз мақұл. Алтын Орда мемлекеті туралы жанжақты мағлұмат беретін 1367 ж. ағайынды итальяндық көпестер Франциско және Доменико Пицигани жасаған картасы бізің ескерткішімізге қатысты өте бағалы мағлұмат береді. Бұл деректе «Лаэти»дің (Еділ мен Жайықтың ортасында, Каспийдің жағасында орналасқан қала) шығысында жазумен және бір қала көрсетілген. Ол жерден солтүстікке екінші мекен орының мұнарасында жалауы желбіреген бекініс-қамал белгіленген. Өкінішке орай бұл мекен орынның аты жазылмаған. Егер суретте берілген мұнараның көлемінің үлкендігіне және оның үстінде жалаудың желбіреуіне қарағанда, бұл орын ірі саясий-экономикалық орталық болғандығына дәлел болады. Картадағы бірінші қала сөзсіз - Сарайшық, ал осы жерден солтүстікте орналасқан екінші атаусыз қаланы Жайық қалашығымен салыстыруымызға болады. Бұндай тұжырым жасауға бірнеше дәлелдерді айтсақ болады. Біріншіден- қазіргі Орал мен Атырау қалаларының арасында Сарайшықтан басқа ірі ескерткіш әлі табылған жоқ, ал біздің Жайық қалашығы дәл осы орталықта жайласқан. Екінші- жоғарыда атап кеткеніміздей, Жайық қалашығы аумағынан бірнеше құрылыс материалдарын өндіретін нысаналар табылды, егер қала құрылысына құрылыс материалдары қажет болмаса бұндай нысаналар салынбайтын еді, бұл экономиканың заңы. Сондай-ақ, және бір дәлел ретінде тарихи деректі айтып өтсек болады. 1562 ж. ағылшын капитаны Антони Дженкинсон Мәскеуден Үргеніш қаласына дейін сауда мақсатында сапарға барған. Бұл сапарынан соң ол жүріп өткен жерлерін картаға түсірген. Оның жасаған картасынан Сарайшықтан жоғарыда кішкене белгімен Жайық өзенінің оң жағында Шакафни (Shakafni) атымен қала берілген. Бұл деректе жазылған қаланың аты бізің ескерткішімізге тиісті деген болжам жасауға болады. Дженкинсон өзі жүріп өткен жерлердің аттарын жергілікті адамдардан жазып алған. Бұл жерде аудармашының қателігі немесе жазып алған кезде ағылшын транскрипциясында қала атауы бұрмаланып берілген болуы ықтимал, мұндай құбылыс тарихта өте көп кездеседі. Бұл мәселені болашақта тарихшылар мен лингвистер шешеді деген сенімдеміз. Мүмкін Шакафни жергілікті халық арасында сол кезде Шаған деп аталуы мүмкін. Ең қызықтысы Шаган (Чаган) деп Жайық өзенінің бір тармағы осы күнге дейін аталады.
Қорытындап айтқанда, Жайық қалашығы Алтын Орда дәуірінде жоғарғы өркениетті, өзінің өндірісі мен қолөнері дамыған орталық болғанын археологиялық зерттеу нәтижелері нақты дәлелдермен көрсетіп отыр. Жайық - осы бүгінгі Орал қаласының іргетасы. Кейінгі кездері Орал қаласының негізін 1613 жылы казактар салды деген көқарас кең таралуда. Соңғы кездегі зерттеу жұмыстары көрсетіп тұрғандай казактар келместен алдын осы жерде үлкен қала болған, ал казактар бұл жерге қандай себептермен және қандай мақсатта келгенін тарихи деректерден жақсы білеміз.
Археологиялық зерттеулер нәтижесінде бізің өңірімізде қалалық мәдениеттің ХІІІ ғасырда-ақ қалыптасқандығы дәлелденіп отыр. Бұл жаңалықты 2012 жылы қыркүйек айында Батыс Қазақатан облысы тарих және археология орталығы ұйымдастырған халықаралық ғылыми конференциясында ғалымдар тарапынан мақұлданды.
Сондықтан да бұл тарих және мәдениет ескерткішін жоғарғы ғылыми тұрғыда терең зерттеп оның нәтижелерін насихаттау өзекті ғылыми және мәдени маңызға ие. Бұл тарих ғылымында анағұрлым дұрыс зерттелмеген ортағасырлардағы тарихымыз туралы білімімізді кеңейтуге, қазақ халқы мен Жайық өңірінің басқа да халықтарының этногенезідік процестерін тереңірек түсінуге және бұрмаланған тарихи фактілер мен шешімдерден ашық түрде бас тартуға мүмкіндік береді.


Мұрат Қалменов -
тарих ғылымдарының кандидаты,
Батыс Қазақстан облысы
тарих және археология орталығының
ғылыми қызметкері.

Тақсай тарағы

Комплекс Таксай 1 дал уникальную находку, которую мы назвали Таксайский гребень. Это – одно из редких  изображений людей далекого прошлого, уникальное как по возрасту, так и по сюжету композиции.  Здесь, на наш взгляд, зафиксировано одно из крупнейших  исторических событий середины I тыс. до н.э. – столкновение двух миров: ахеменидского Ирана и кочевой Степи.
Гребень – двусторонний,  цельный,  подпрямоугольной формы, изготовлен из дерева (тополь) с помощью тонкой резьбы, от огня сильно обуглен.

Фото 1. Таксайский гребень

Гребень состоит из трех частей: верхней и нижней функциональных и центральной декоративной. Основу составляют боковые планки, в центральной части прямоугольные в сечении, в верхней и нижней частях трапециевидно расширяющиеся. Верхняя функциональная часть гребня состоит из 13 крупных зубцов,  расположенных между боковыми планками. Зубцы в разрезе округлой формы, разные по размерам. В нижней части – 79 мелких  зубчиков, также расположенных между боковыми планками. Зубчики одинаковые, нарезаны аккуратно, вероятно, с применением специальной пилы с двумя лезвиями (одно для пропила, другое – для наметки), в разрезе округлые.  Внутренний край зубцов очерчен прямой резной линией.
Центральная часть  гребня представляет собой резную композицию в прямоугольной рамке. Рамка выделена по периметру  углублением, в которое вставлены прямоугольные, деревянные вставочки, декорированные по центру  вырезанными окружностями. В прямоугольное пространство рамки вписана скульптурная резная композиция, изображающая батальную сцену между двумя воинами-колесничими и их пешим противником. Оно выполнено в рельефе, реалистично. Хорошо показано  противостояние.

Фото 2. Центральная часть гребня. Реконструкция сюжета Крыма Алтынбекова лицевая сторона

Фото 3. Центральная часть гребня. Оборотная сторона

Доминирующее положение в композиции занимает боевая колесница, расположенная в направлении справа налево. Она двухколесная, в нее запряжены два коня, по контуру, совпадающие друг с другом .
Кузов  колесницы, массивный, коробообразный. Борта кузова облегченные с  выемками, вырезанными в виде углублений, заканчивающимися чуть выше колеса. По краю  борта декорированы  резьбой в виде встречных треугольников. В центре каждого треугольника  проработаны окружности.  В центральной части кузова нанесен узор в форме  удлиненной трапеции, расположенный от орнаментальной полосы до нижней части борта. Он очерчен боковыми резными линиями, между которыми нанесены небольшие вертикальные насечки. Возможно, это имитация шкуры животного. Под настилом повозки, по центру проходит ось, на  которой  вращались  колеса. Колеса с 8 спицами  и шипами по ободу колеса.   Шипы   проработаны в виде треугольников.
Кони изображены близко к колесу, часть их ноги и хвост закрывают переднюю часть кузова. Животные показаны в момент остановленного бега: головы прижаты к груди, шея дуговидно изогнута, левые передние ноги согнуты и приподняты, правые передние – отставлены назад, задние ноги слегка согнуты и отставлены назад . У коней короткая грива, показанная невысоким гребнем в виде рубчиков. Рельефно выделены губы, во рту резной короткой линией показаны удила. Из оголовья виден только нащечный ремень. Вожжи воспроизведены в виде широкого ремня. На передней части лошади показаны два широких ремня: подпруга, украшенная поперечными рельефными рубчиками и опоясывающая грудь животного, и подперсье, которое охватывает его корпус за передними ногами и как бы состоит из относительно широких поперечных пластинок, скругленных на внешних торцах. Ремни соединяются на холке лошадей, место соединения показано округлым элементом с врезной ямкой в центре, вероятно, так обозначено ярмо. Ярмо и кузов соединяет горизонтальный шест-подпорка. Возможно, частью упряжи также является изогнувшийся за шеей лошади ремень.
На колеснице изображены  два персонажа.

Фото 4. Персонажи рисунка

На переднем плане композиции на колеснице изображен воин, стреляющий из лука. Это мужчина с короткими прямыми волосами с проработанными прядями, в округлой шапке  с плоским верхом. Лицо с низким лбом, с миндалевидным разрезом глаз,  крупным, удлиненным, прямым  носом. К сожалению, не просматриваются подбородок и губы воина. Одежда воина не просматривается
Вооружение всадника - лук сложного типа. Левая рука, держащая лук, вытянута вперед и вверх, правая с изогнутой кистью, в которой зажата тетива, находится на уровне груди. Лук сложного типа. Стрела расположена вдоль левой руки и лежит на её большом пальце. Часть тетивы проходит прямо перед лицом воина. Взгляд устремлен на противника, который изображен в правой части гребня.
Колесница управляется возницей, 

 Фото 4. Персонажи рисунка

правая рука которого натягивает вожжи, как бы сдерживая коня, и одновременно держится за соединительный шест-подпорку. Это безбородый мужчина в круглой шапке  с плоским верхом.  Лицо с низким лбом и узким подбородком, с миндалевидным разрезом глаз, с узкими скулами,   крупным, удлиненным, прямым  носом и тонкими, сжатыми губами. Прическа в виде короткой стрижки, проработаны пряди волос.  Одежда свободного покроя с широкими рукавами, сужающимися к запястью. Верхняя и  плечевая части рукава украшены орнаментом  в виде треугольников, повторяющих узор кузова колесницы. Возница опоясан поясом.  Пояс в виде  узкой неорнаментированной полоски.
Группе колесничих противостоит пеший воин, 

Фото 4. Персонажи рисунка

который левой рукой держит вожжи, а его правая рука, а правая рука его занесена вверх сбоку от возницы, по всей видимости, для удара. Корпус тела слегка наклонен вперед, воин как бы останавливает лошадей, грудная клетка  воина уперлась в морду животных. Мужчина в шлемовидном головном уборе, который оконтуривает лицо, полностью закрывая волосы и уши. Лицо с низким лбом, миндалевидными и слегка удлиненными глазами,  крупным прямым  носом с рельефно выделенными крыльями, округлым подбородком, сильно выступающим вперед, и сжатыми губами, обозначенными вырезом.
Он одет в короткий кафтан, на котором широкой полосой показаны борта и ворот, подпоясанный поясом и широкие шаровары с внешней полосой-складкой, стянутые на лодыжках. С левого бока на поясе подвешен колчан, края колчана декорированы  полоской, в виде окантовки. Сама поверхность колчана украшена поперечными линиями. На ногах обувь с острым носком. На левом боку воина находится колчан, расположенный горизонтально и подвешенный к поясу на ремне, состоящем из четырех овальных элементов. Верхняя часть колчана округлая, его внешний край выделен широкой полосой, орнаментированной сдвоенными черточками, а основа декорирована перекрещивающимися линиями.  
Судя по деталям одежды и разнице в воспроизведении лиц персонажей, в декоре гребня предположительно воспроизведена битва между персами и сарматами, представленная в эпическом духе.

Фото 5. Гребень. Лицевая сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова

Фото 6. Гребень. Оборотная сторона. Реконструкция Крыма Алтынбекова